Селецкая Наталья
Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством использования технологии проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательной активности у старших дошкольников через использование технологии проектной деятельности»
Проектная деятельность «Как жили наши предки» реализованная в рамках акции «Ценности будущего в традициях народной культуры»
Актуальность.
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных.
Публикация «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством использования технологии проектной деятельности» размещена в разделах
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на наш взгляд, является – Технология проектной деятельности.
Для обеспечения познавательной активности детей в нашей группе широко используется проектный метод. Он позволяет развивать познавательные способности детей, учит ориентироваться в информационном пространстве, развить логическое мышление. А так же в реализации проекта использовались технологии «детского экспериментирования» которая позволяет гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем то- знания в готовом виде, «Информационно-коммуникационные технологии», «Игровая технология» - строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Введение
Исследовательский творческий проект «Как люди жили на Руси» посвящен изучению истории русского быта, поверий, традиций и обычаев русской семьи, обустройства деревенской избы, праздников. Выбор данной темы обусловлен интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.
Цель проекта :
1. Исследование истории быта простого русского крестьянского народа и его влияния на воспитание мальчиков и девочек.
2. Формирование любви и уважения к культуре русского народа.
3. Воспитание нравственных, патриотических качеств у старших дошкольников.
Задачи проекта :
1. Познакомиться с разнообразными предметами домашнего обихода, их назначением и названиями.
Сравнить выделить и исследовать, различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.
2. Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
3. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.
4. Изготовить макет старинной русской избы с интерьером.
2. Программа реализации исследовательского проекта
этапы мероприятия
I.Подготовительный - Изучение познавательной литературы по выбранной теме.
- Изучение и подборка современных методов и технологий по познавательному развитию детей дошкольного возраста.
- Разработка конспектов занятий по познавательному развитию : «Традиция русского народа «Гостеприимство»», «Хлеб всему голова», «Устройство русской избы», «Быт крестьян»
- Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы собранных детьми и их родителями.
- Изготовление дидактических игр и ЛЭП –буков.
- Подготовка презентаций: «Интерактивное путешествие в Избу на Руси», «Интерактивное путешествие в музей «Тальцы» «Острог – и жизнь в нём».
- видео сюжеты: «Прялка – гордость женщины на Руси», «Труд семьи на Руси».
- Интерактивные игры «Помоги расставить всё по местам в Русской избе», «Что лишне?»
- Создание картотеки русских народных игр «Разыгралка»
II.Основной. Цикл занятий:
1. Исследовательская деятельность «Русская крестьянская изба».
Цель: Развивать исследовательский интерес, закреплять представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.
2. Интерактивная экскурсия в «избу».
3. Интерактивное путешествие в музей «Тальцы»
Цель: Дать понятие «красный угол».
4. Музейное занятие, посещение выставки. «Рассматривание посуды в избе».
Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту, развивать познавательный интерес.
5. Тематическое занятие «Тёткины вечёрки»
6. Творческая деятельность, изодеятельность :
Лепка «Предметы посуды», Лепка из сдобного теста «Гости на пороге»
Рисование, аппликация «Интерьер избы», «Народно-прикладное искусство»
Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов
традиционной русской культуры.
Знакомить детей с народно-прикладным искусством.
7. Знакомство с художественной литературы:
Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.
Цель: Познакомить детей с народным фольклором.
8. Музыкальная деятельность :
Слушание народных песен (аудиозапись).
Пение знакомых колыбельных песен.
Театральные постановки русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь»
9. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери», «Встреча гостей, «Работа на Руси»
Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.
10. Дидактические игры :
«Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас», Круги Луллия «Традиции и обычая», «Символы России», леп бук «Семья»
11. Подвижные игры: «Золотые ворота», «Бубенцы», «Красный платочек», «Горшки».
III.Заключительный Создание макета «Русская изба»
Презентация проекта.
Выступление детей совместно с родителями с исследовательскими работами «Праздники на Руси»
Заключение
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах, а педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворять любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания о жизни крестьян, о традициях и обычаях русского народа. Узнали о предметах быта крестьян и о том, как было обустроено их жилище– изба, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети с удовольствием участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.
На занятиях дети узнали о «женских» и «мужских» ремеслах.
Полученные знания способствовали развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Список литературы
1. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с
2. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006
– 319 с.
3. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
4. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
5. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
6. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
7. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
8. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва,
«Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
9. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея – заповедника, Свердловск, «Уральский рабочий», 1988 – 199
10.