Янцен Наталья Николаевна
Театрализованные игры как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры – как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка в процессе музыкально-эстетического воспитания дошкольника.
Большое значение для развития личности ребёнка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности.
Публикация «Театрализованные игры как средство сохранения эмоционального здоровья ребёнка» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Изучив разные методики музыкально-эстетического воспитания дошкольников, я сделала вывод, что по настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педагоги должны стремиться развивать в ребёнке и то и другое. К сожалению, они чаще всего пренебрегают эмоциональным воспитанием и отдают предпочтение развитию интеллектуальных возможностей. Профессор Г. Суворов, учёный математик отмечал разрыв, который наблюдается в наши дни между интеллектуальным и эмоциональным воспитанием подрастающего поколения: «Опасность не в том, что машины начнут думать, как человек, а в том, что человек начнёт думать, как машина!». «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» (Д. Б. Кабалевский).
На своих занятиях я вела наблюдения, которые показали, что ребёнок, привыкший выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности, начинает по – настоящему рассматривать своё «Я», своё собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий его мир. Воспитать цельную личность – нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка, его творческое удовлетворение от собственной деятельности.
Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.
Дошкольники на занятиях не должны просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позиции творческой активности, инициативы, самостоятельности, реализации своего творческого начала – его полной компетентности. Только это может развить творческое начало в каждом ребёнке.
При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в моей работе с дошкольниками занимают театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, на художественно-деятельное общение со взрослыми. Через театрализованную игру ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируется творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жесты разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
На моих занятиях театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать эмоциональные состояния. В конечном счете способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребёнка. Он учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям. Дошкольник учится не только распознавать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.
В учебном процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами, в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Театрализованные игры также имеют коррекционно-воспитательную ценность. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – всё это позволяет решить многие проблемные ситуации.
На утренниках и развлечениях театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие – наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразным по форме, и содержанию.
Использование театрализованных игр не должно сводиться к подготовке выступления. Основная цель, безусловно, не в этом, хотя некоторые из них вполне можно включить в праздники или развлечения.
Педагоги и воспитатели в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринуждённо включаться в действие, перенимая опыт взрослого.
В процессе моих уроков, от игры к игре активность детей возрастает, они быстрее начинают запоминать тексты, более свободно перевоплощаются, проявляют большую самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.
В исполнении песен я использую движения и эмоциональный отклик детей на содержание текста песен, очень важно создать настроение песни, погрузить в характер и показать связь с жизненными ситуациями. Песни являются неотъемлемой частью театрализованного действия.
В процессе музыкально-эстетического воспитания я уделяю большое внимание развитию голосового аппарата ребёнка, включая слуховое восприятие и воспроизведение звука. Голос ребёнка – естественный инструмент, который всегда «под рукой». Он помогает заполнять детский досуг, организовывать творческие и театрализованные занятия, проводить сюжетные игры. Одна из моих задач – увеличение силы голоса ребёнка, расширение его певческого диапазона.
При подборе песенного репертуара, выбираются легко запоминающиеся, простые музыкальные фразы с несложным ритмическим рисунком, песни. Используются мелодии, построенные на интервалах не менее терции и соответствующие речевому диапазону ребёнка, попевки: «Дин дон», «В погреб», «Ленивый
Жук», «Кто у нас хороший?», и т. д. Такой подход не вызовет перенапряжение голосовых связок. Темп предлагаемый должен вначале быть медленным, постепенно приближая к темпу разговорной речи.
На занятиях используются музыкально-дидактические игры, построенные на фольклорном материале, игры - превращения, игры – миниатюры, игры – этюды, игры ролевые, психогимнастика и т. д. («Передай ритм», «Барабанщики», «Замри», «Чиж», «Глухой телефон», «Весёлый бубен», «Карусель», «Музыкальный паровозик», «Грибок и дождик», «Курочка и цыплята», «Жуки», «Музыкальные стульчики», «Какой инструмент?», «Зайки», «Музыкальный кроссворд» и т. д.)
При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера, как творческая активность, внимание, инициатива, самостоятельность. Воспитывая у ребёнка творческое отношение к театрализованной игре, педагог должен стараться больше импровизировать, гибче подходить к поставленным задачам, не отходя от цели. Предлагая детям больше свободы и самостоятельности, контролируя и поощряя их.
Список литературы
1. Мерзлякова С. И. Театрализованные игры – путь к детскому творчеству. – М. : Ред. журнала «Музыкальный руководитель»,1-2009.
2. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагментов опер и балетов, музыкальные аутотренинги. – М. : ВАКО, 2006.
3. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Просвещение, 2006.