Елена Владимировна Арапова
Современное образование. Теория и практика
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование. Теория и практика
Материал подготовила: Болотина Елена Владимировна
Воспитатель МБДОУ детский сад № 17 «Золушка»
Нижегородской области го г. Бор
Современное образование. Методика и практика.
Современные педагогические технологии как никогда востребованы, так как с их помощью можно получить отличное образование. Это способствует развитию общества в целом. Современные педагогические методики – это обоснованные научные разработки, которые исследуют самые качественные и максимально рациональные пути обучения. Современные педагогические технологии очень многогранны. Именно в дошкольной организации, ребенок переживает свой самый "любознательный" период жизни. Воспитатель дает ребенку отличный посыл на будущий успех, его основная задача на этом этапе – сделать процесс обучения доступным для каждого. Игровые упражнения представляют собой современные педагогические технологии. С их помощью можно формировать умение характеризовать основные признаки предметов, правильно сравнивать их и определять их назначение. Они помогают ребенку отличать реальные явления от нереальных, развивают интеллект, а также помогают формировать хорошую реакцию, адекватное поведение и самостоятельно оценивать свои поступки.
Публикация «Современное образование, Теория и практика» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т. д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.
Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.
На сегодняшний день обучение детей в детском саду осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.
Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности- игре. Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т. д.).
Рассмотрим различные варианты современных форм обучения, которые строятся на основе детских видах деятельности:
игры- путешествия - они позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию;
Экспериментирование - позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям интересны разные виды экспериментов;
Проектная деятельность - метод проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности;
Занятия-сказки - ребенок живет в мире фантазии, сказки. Для детей метафора-это знакомая реальность, так как детство наполнено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями. Воображение-это внутренний мир детей, врожденный естественный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий мир, толковать его смысл. Контакт с глубинным уровнем сказки не простой. Образы в сказках воздействуют одновременно на сознание и подсознание, что предоставляет дополнительные возможности во время общения. Особо это важно для психолого-коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. Дошкольное образование наполнено сказками, ну а еще праздник сказки в детском саду является великолепным средством для снятия психоэмоционального напряжения и психогигиены ребенка;
Занятия-сюрпризы - в содержание данного вида занятий включается информация, освоенная детьми в процессе учебной деятельности и обновленная введением неожиданных условий, необычных пособий и способов организации.
Основания, на которых строится педагогическая деятельность в сфере «человек-человек», являются гуманитарными. Гуманитарный (от лат. humanitas - человеческая природа, образованность, обращенный к личности) характер отношений «учитель-ученик» не только конструирует процесс образования, но и придает ему собственно педагогический смысл.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование нетрадиционных методик в работе с дошкольниками способствуют формированию интеллектуальной компетентности, креативности и самостоятельности.
Список литературы:
Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. ]; под ред. В. А. Сластёнина. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008.
Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. – М. : Дрофа, 2007.
Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска» Москва, ТЦ Сфера,2007г
Деркунская В. А. «Проектная деятельность дошкольников» Москва, Центр педагогического образования, 2012г.
МихайленкоН. Я., Короткова Н. А. «Как играть с ребенком» Москва, Педагогика, 1990г.