Наталья Козина
Здоровьесберегающие технологии на занятии по аппликации в средней группе детского сада (теория)
▼ Скачать + Заказать документы
Некоммерческое партнерство
«Центр здоровьесберегающих педагогических технологий»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на занятии по аппликации с детьми дошкольного возраста средней группы МБДОУ д/с №140»
Слушатель: Козина Наталья Андреевна
Воспитатель МБДОУ д/с №140
Научный руководитель: Чеджемова Елена Вениаминовна кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ННГАСУ
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на занятии по аппликации в средней группе детского сада (теория)» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
2011-2012 учебный год
Г. Нижний Новгород
План работы:
• Введение. Стр. 3
• Что такое здоровье и здоровьесберегающие технологии. Определение понятий. Стр. 4-6
• Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности. Стр. 7-10
• Занятие по аппликации «Ракеты и кометы». Стр. 11-19
• Выводы. Стр. 19
• Литература. Стр. 20
Введение.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодёжи. Именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие, даже по сравнению с внешнеполитическими проблемами, тревоги и опасения.
В последние годы в стране наблюдается тенденция к росту числа детей с функциональными отклонениями в состоянии здоровья. Половина из детей, поступающих в школу, имеет различные отклонения и низкий уровень физической подготовленности, именно поэтому в процессе нахождения ребенка в дошкольном учреждении важно не только сохранить его здоровье, но и приумножить, развить его потенциал, поднять на более высокий уровень. В настоящее время решается эта проблема путем внедрения в программу дошкольного образования различных здоровьесберегающих технологий. Что же представляют собой здоровьесберегающие технологии и какое влияние они оказывают на детей, разберем далее, но сначала определимся, что же включает в себя понятие «здоровье».
Что такое здоровье и здоровьесберегающие технологии. Определение понятий.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье надо рассматривать не только в биологическом, но и социальном аспекте, то есть здоровье – «состояние телесного, душевного и социального благополучия». Резервы жизнеспособности формируются в процессе воспитания. Здоровье или укрепляется, или утрачивается в процессе воспитания, именно поэтому, большую роль играет в формировании здоровья ребенка в полном смысле этого слова детский сад. Хроническая усталость с самых юных лет, неумение правильно отдыхать, постоянное нервное напряжение и перегрузка постепенно, но неотвратимо подрывает здоровье детей. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Этим механизмом и стали здоровьесберегающие технологии, которые наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы :
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
Использование здоровьесберегающих технологий или их отдельных элементов в работе воспитателя, в настоящее время, является наиболее актуальным направлением педагогической деятельности.
Раскрыть эмоциональный мир ребёнка, сформировать у него комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями окружающей жизни – одна из главных задач в нашей работе.
Здоровьесберегающие педагогические технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода:
• Безусловное принятие личности ребенка
• Приверженность к диалоговым формам общения с детьми
• Понимание его интересов, ожиданий, стремлений
• Ожидание успеха в решении проблем, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы
• Отказ от субъективных оценок и выводов
• Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения
• Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах
Осуществляемые на основе личностно-ориентированного подхода, здоровьесберегающие технологии относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в изобразительной деятельности
Оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка? Являются ли современные техники и технологии изобразительной деятельности здоровьесберегающими? Давайте попытаемся проанализировать, как тесно связаны задачи образовательной области «Художественное творчество» и образовательной области «Здоровье».
Как мы уже сказали, здоровье – это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни, а состояние физического, и социального благополучия.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно-гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.
Занятия изобразительной деятельностью, соответствующие возрастным показаниям, решают задачи по обучению детей соответствующим умениям (вырезывание, лепка, наклеивание и т. д., что является необходимым условием для развития всех психических процессов: внимание, память, мышление, восприятие и воображение.
Большое внимание на занятиях по изобразительной деятельности уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков. Дети учатся организовывать свое рабочее место, правильно пользоваться материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность, убирать рабочее место, следить за личной гигиеной.
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на физическое развитие: развивает зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук. На занятиях используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки.
Изобразительная деятельность помогает ребенку научиться понимать себя и жить в ладу вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.
Помимо всего вышеперечисленного изобразительная деятельность решает следующие задачи:
• облегчает процесс учения (в частности мыслительной деятельности) и ребенку и педагогу;
• дает социально приемлемый выход агрессии и др. негативным чувствам, которые естественно возникают в процессе общения педагога с детьми;
• получает материал для интерпретаций и диагностических заключений о воспитаннике;
• прорабатывает учебный материал в интерактивном режиме с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника;
• налаживает отношения между педагогом и детьми, создает самые благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения и воспитания;
• корректирует пространственные и моторные нарушения у детей, организует поведение, преодолеваются графические стереотипы;
• развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения;
• содействует сохранению целостности человеческой личности;
• приобщает учащихся к духовной культуре человечества через единую систему ценностей педагогики, науки, искусства;
• содействует развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства;
• вооружает педагога системой приемов, обеспечивающих радостное вхождение в мир знаний;
• содействует адаптации личности в социум
Аппликация как один из видов изобразительной деятельности призвана решать те же задачи, что и лепка, и рисование. Точно также как и при другой образовательной деятельности во время проведения занятий по аппликации развитие ребенка осуществляется в следующих направлениях:
• физическое развитие
• познавательно-речевое развитие
• социально-личностное развитие
• художественно-эстетическое развитие
Рассмотрим влияние занятий по аппликации на каждое из этих направлений.
1. Физическое развитие. На физическое развитие ребенка оказывает влияние включение в структуру занятия различных динамических пауз, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, упражнений на расслабление и т. д.
2. Познавательно-речевое развитие. Так как у детей 4-5 лет активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, то любая непосредственно образовательная деятельность, в том числе и такой вид изобразительной деятельности, как аппликация, будет способствовать развитию детей в этом направлении. На занятии ребенок учится анализировать, сравнивать, классифицировать свойства и признаки объектов и явлений, обогащает свой сенсомоторный опыт, развивает все свои познавательные процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение).
3. Социально-личностное развитие. На развитие этого аспекта направлено оценивание детских работ не только педагогом, но и другими детьми, а также их родителями в позитивной форме, так как стремление к самоутверждению, потребность в признании, во внимании, одобрении и похвале является характерной особенностью детей дошкольного возраста. Помимо этого развитие ребенка в этом направлении осуществляется при оказании помощи одного ребенка другому во время занятия. Дети учатся общаться между собой на положительном эмоциональном фоне, оказывать друг другу поддержку, налаживают между собой деловое сотрудничество.
4. Художественно-эстетическое развитие. На художественно-эстетическое развитие оказывает деятельность педагога, как на занятиях, так и вне его, направленная на развитие умений различать цвета, оттенки, формы. Ребенок овладевает способностью передавать присущие предмету свойства, форму, строение, положение в пространстве, учится работать с различными материалами, тренируя различные движения кисти рук.