Леонова Людмила
Опыт работы «Сотрудничаем с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Сотрудничаем с семьей».
Воспитатель Людмила Леонидовна Леонова МБДОУ Вахтанского детского сада «Ёлочка».
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.
Публикация «Опыт работы „Сотрудничаем с семьей“» размещена в разделах
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» ст. 14 (педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологиче-скую основу.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности, -
и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
И начать данную работу нужно именно с организации пространства для свободной познавательной деятельности детей.
В группах Вахтанского детского сада «Ёлочка» оформлены мини- лаборатории, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?» в свободной деятельности и в процессе осуществления кружковой работы по познавательному экспериментированию. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Педагоги Вахтанского детского сада «Елочка» стараются создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками образовательного процесса. Для решения такой задачи педагоги учреждения ищут новые пути сотрудничества с семьями воспитанников.
В работе активно используются традиционные и нетрадиционные способы взаимодействия: родительские собрания, фото - выставки работ взрослых и детей, конкурсы, творческие гостиные, дни открытых дверей, мастер-классы, практикумы.
В феврале 2018 года в подготовительной группе воспитатель Леонова Л. Л. провела родительское собрание на тему «Развитие познавательных интересов дошкольников
посредством экспериментально – исследовательской деятельности» с практикумом для родителей по экспериментированию. На собрании родители узнали о положительных результатах работы кружка «Почемучка». О том, что большинство детей в ходе работы кружка начали проявлять разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру, устанавливать причинно-следственные связи. Дети стали больше задавать вопросов причинно-следственного характера, внимательно выслушивать ответы, пытаясь высказать свое суждение по проблеме.
Дошкольники стали проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию, самостоятельно используют действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств веществ.
Все дети любят экспериментировать, проявляют яркие эмоции: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Большинство детей рассуждают, выдвигают гипотезы, предположения, предлагают способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
Дети начали активнее принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; сформировались дружеские отношения, дети стали с большим желанием ходить в детский сад, участвовать в коллективных делах.
Родители детей подготовительной к школе группы приняли участие в практикуме для родителей по экспериментированию. С помощью релаксации «экспериментаторы» переместились на остров «Детства» или остров «Почемучек», где все играют, экспериментируют и проводят опыты. С большим интересом родители дошкольников осуществляли опыты и эксперименты, творчеству не было предела. Как дети, взрослые радовались собственным открытиям.
Родителям была предоставлена информация о роли семьи в развитии познавательной активности дошкольников, о том, что совместная исследовательская деятельность не только поможет вырасти ребенку интеллектуально, поднимет его самооценку, но и будет способствовать гармонизации ваших детско- родительских взаимоотношений. Это прекрасная возможность поднять свой родительский авторитет, ведь для ребенка очень важно иметь возможность гордиться своими родителями.
Задача педагога повысить компетентность родителей в вопросе развития познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности была выполнена.
Родители сделали вывод о том, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и предложили оформить в группе фото - галерею о том, какие опыты они проведут в домашних условиях с детьми, выставку с оформленными рассказами с фото, стихам и т. п. с описанием интересных моментов работы домашних экспериментаторов.
Надеемся, что сотрудничество детского сада и родителей продолжится: мамы и папы и дальше будут активными, послужат примером для своих детей.
Практикум с родителями по экспериментированию.