Боженко Ирина Николаевна
Система коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Система коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей.
The system of correctional and educational work in kindergarten for mentally retarded children
Автор: Боженко Ирина Николаевна – Российская Федерация, г. Симферополь, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», бакалавр
Author : Bozhenko Irina Nikolaevna – Russian Federation, Simferopol, GBOUWO RK "Crimean engineer-pedagogical University", bachelor
Публикация «Система коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей» размещена в разделах
Аннотация: Статья посвящена изучению и анализу литературы по проблеме исследования системы коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей. Annotation : The article is devoted to the study and analysis of literature on the study of the system of correctional and educational work in kindergarten for mentally retarded children.
Ключевые слова: Коррекционный, воспитательный, детский сад, умственно отсталый.
Keywords : Correctional, educational, kindergarten, mentally retarded
Проблема исследования: изучить научно-методическую литературу системы коррекционновоспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей.
Цель исследования: система коррекционно-воспитательной работы в детском саду для умственно отсталых детей.
Изложение основного материала.
В настоящее время создана программа для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта. Программа содержит в себе выполнение задач физического, умственного и эстетического воспитания умственно отсталых детей. В ней реализуется комплексный подход к воспитанию и обучению умственно отсталых дошкольников при ведущей роли детской деятельности [1]. Образование и наука в России и за рубежом, 2019, №8 (Vol.56) 18 В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Вместе с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебнопрофилактические мероприятия. В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий охранительный режим: прежде всего это создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, где берется в учет особенности абсолютно каждого ребенка [1]. Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дети хорошо продвигаются в развитии, это положительно влияет на подготовку таких детей к обучению в специальной школе. Дошкольники с умственной отсталостью также могут посещать специальные группы при массовых детских садах. Обучение в них проводится, как и в специальных детских садах, по специальным программам [5]. Лечебная работа в специальном дошкольном учреждении сосредоточена на укреплении здоровья и нервной системы детей, на коррекцию недостатков психического и физического развития нетипичного дошкольника. Решение диагностической задачи подразумевает как установление причин патологии, уточнение диагноза заболевания для определения оптимального подбора и проведения медико-педагогических мероприятий, так и отграничение умственной отсталости от сходных состояний [2]. В последние годы в специальном образовании широкое распространение получили идеи интеграции. Они распространились также на образование умственно отсталых детей [6]. Чем раньше будет начата коррекционная работа с умственно отсталым ребенком, тем быстрее можно максимально корригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения [3]. Учреждения, где воспитываются умственно отсталые дети обязаны выполнять следующие задачи: -обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение полной и своевременной коррекционной помощи; -защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия; -сохранение единого образовательного пространства в специальном дошкольном учреждении; -добросовестного и неукоснительного выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия; -обеспечение инновационных форм обучения и воспитания коррекционно-развивающих технологий; -обеспечение материально-технической базы специального дошкольного заведения с учетом характера и структуры нарушений в развитии ребенка. Дети поступают в специальное дошкольное учреждение, где проводится стартовое психологопедагогическое обследование детей. Основная роль при обследовании отводится дефектологу, который Образование и наука в России и за рубежом, 2019, №8 (Vol.56) 19 диагностирует речевое, познавательное, социальное развитие, игру. Дефектолог в своей работе опирается на специальную диагностику Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой. Затем, к диагностике подключаются специалисты: психолог, руководитель по физвоспитанию, музыкальный руководитель. Результаты обследования являются основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Результаты диагностики обобщаются и заносятся в «Диагностико-эволюционную карту». На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный маршрут для каждого ребенка [4]. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» [4]. В Программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел «Социальное развитие», который предусматривает подготовку ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде. Одним из главных пунктов в содержании этого раздела является формирование сотрудничества ребенка с взрослым. Особенностью Программы является специальный режим, учебный план, сетка занятий. Для проведения коррекционно-воспитательного процесса должна быть создана специальная развивающая среда, подобрано для каждого ребенка оборудование и игрушки, которые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность. Перед педагогическим коллективом специальных учреждений детей раннего и дошкольного возраста, отстающих в умственном развитии, стоит ответственная задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной школе, а в будущем и к производительному, общественно полезному труду и вообще, к самостоятельной жизни и адаптации этих детей в обществе. А для этого просто необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
Выводы. Таким образом, изучив методическую литературу и проанализировав ее, можно сделать вывод, что воспитанники специальных дошкольных учреждений оказываются в гораздо большей степени подготовленными к учебной деятельности, нежели их сверстники, не получившие специальной дошкольной подготовки. Все это свидетельствует о важности эффективности своевременного включения детей в процесс коррекционно-воспитательной работы. Таким образом, весь процесс коррекционно-воспитательной работы, осуществляемый педагогически коллективом специального дошкольного учреждения, и есть процесс, обеспечивающий подготовку умственно отсталых детей к школьному обучению.
Образование и наука в России и за рубежом, 2019, №8 (Vol.56) 20
Список литературы:
1. Гаврилушкина О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О. П. Гаврилушкина // Журнал «Дошкольное воспитание». – 1998. - №2. 71с.
2. Екжанова Е. А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2000. №3. – 270с.
3. Зайцев Д. В. Дошкольная коррекционная педагогика : Учебное пособие / Д. В. Зайцев – Саратов: Изд-во Саратовского пед. Института,2000. – 40с. 4. Лере-Планд А. Н. «Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду» / А. Н. Лере-Планд / Журнал «Инновационные проекты в образовании» - 2012. - №6. – 56с.
5. Миронова С. Я. Олигофренопедагогика / С. Я. Миронова. Москва,2008. – 366с. 6. Назарова Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова –Москва. ACADEMA,2000. – 186с.
List of references :
1.Gavrilushkina O.P. On the organization of education of children with intellectual disabilities / Gavrilushkin O. P.// Journal "Preschool education". – 1998. - №2. 71c.
2.Ekzhanova E.A. Organization of correctional and developmental process in a specialized institution for children with intellectual disabilities // Defectology. – 2000.No.
3. – 270s. 3.Zaitsev D.V. Preschool correctional pedagogy : Textbook / D.V. Zaitsev – Saratov : publishing House of Saratov PED. Institute,2000. – 40s.
4.Lere-Pland A.N. "Features of the organization of work with mentally retarded children in kindergarten" / A.N. Lere-Pland / Journal "Innovative projects in education" - 2012. - №6. – 56c.
5.Mironova Y.S. Correctional / S.Y. Mironov. Moscow,2008. – 366c.
6.Nazarova N.M. Special pedagogy / N.M. Nazarova –Moscow.ACADEMA,2000. – 186