Лилия Зиятдинова Рашитовна
Сенсорное развитие детей раннего возраста, через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
В статье раскрываются возможности дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста. Определяется понятие сенсорного развития, его особенности в раннем возрасте, а также рассматриваются особенности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста, через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Аннотация: В статье раскрываются возможности дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста. Определяется понятие сенсорного развития, его особенности в раннем возрасте, а также рассматриваются особенности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Ключевые слова: сенсорное, развитие, дидактические игры, ранний возраст, дети раннего возраста.
С первых дней своей жизни ребёнок начинает получать информацию о том пространстве, в котором он находится, с помощью различных анализаторов (зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных, кинестетических, эта информация перерабатывается с помощью психических процессов и с этого времени у него начинают формироваться представления об этом мире. Поэтому важность сенсорного воспитания трудно переоценить, особенно в первые месяцы жизни – сенсорный голод может не только затормозить развитие ребёнка, но и сделать дальнейшее развитие невозможным – так, например, если ребёнок в раннем возрасте не будет слышать человеческую речь, то он потеряет способность к развитию речи в дальнейшем, даже если его будут этому обучать, так как у него не будут развиты соответствующие зоны мозга, которые ответственны за речь (пример детей-Маугли). Однако, если отсутствие слуха или зрения компенсировать развитием и нагрузкой других анализаторов, с помощью которых у ребёнка может возникнуть речевая деятельность (например слепых детей учат читать пальцами, глухих – учат языку жестов, то такого недоразвития не случается. Это ещё раз доказывает, как важно в раннем возрасте развивать восприятие ребёнка, заниматься его сенсорным воспитанием.
Сенсорное развитие – это обучение ребёнка восприятию окружающего мира на основе той информации, которая приходит посредством его анализаторных систем в мозг, обучение обработке поступающей информации о свойствах окружающего мира – о пространственных отношениях, о временных изменениях окружающего пространства, о температурных условиях, о величине и размерах предметов, об их массе, объёме, форме, цвете – все эти представления у ребёнка формируются посредством чувственного восприятия и мыслительных процессов.
Сенсорному воспитанию уделяли в своих исследованиях большое значение такие психологи и педагоги, как Л. Венгер и Л. С. Выгодский, С. Рубинштейн и Д. Б. Эльконин, на важности сенсорного развития построена система воспитания Марии Монтессори, современные отечественные учёные так же считают сенсорное воспитание – основой всех мыслительных и психических процессов (А. Столяр, Леушина, Лисина, Белошистая и др.).
Отечественные психологи доказали, что мыслительные процессы и все психические новообразования формируются и развиваются особенно эффективно в ведущем виде деятельности. В дошкольном возрасте это предметно-манипулятивная деятельность (младенчество и ранний возраст, которая потом переходит в исследовательскую деятельность, и игровая деятельность (дошкольное детство). Поэтому важно для успешного формирования мыслительных процессов и развития ребёнка организовывать соответствующие условия для реализации этих видов деятельности – стимулировать предметно-манипулятивную, позже – исследовательскую и игровую виды деятельности.
Дидактическая игра является одним из эффективных средств сенсорного развития детей, так как педагог может направлять игру, определять игровой замысел соответственно развивающим задачам, ставить соответствующие цели для детей и устанавливать необходимые правила. Работа над ощущениями и восприятиями – достаточно рутинная и игровая ситуация привносит в эту работу эмоциональную составляющую и мотивацию.
Особенности работы с детьми в раннем возрасте по сенсорному развитию с помощью дидактических игр состоит в том, что необходимо учитывать не только индивидуальные особенности ребёнка, но и его психолого-педагогические особенности, обусловленные ранним возрастом.
Одна из особенностей – непроизвольное внимание. Следовательно, для того, чтобы игра стала действительно интересна ребёнку, то необходимо подбирать такие игры, чтоб 1) изучаемый признак предмета был для них значимым и 2) чтобы можно было реализовать практическую деятельность с ним. Т. е. использовать в процессе игры игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (кубики, пирамидки, пазлы, матрешки, конструкторы, доски Сегена и пр.).
Игры следует подбирать, основываясь на опыте детей, причём так, чтобы играя, они расширяли представления об окружающем мире.
Так же важно в этом процессе использовать такие общедидактические принципы как принцип доступности материала и принцип от простого к сложному.
При подборе и создании дидактических игр и заданий, направленных на сенсорное развитие, преследуются следующие цели:
1. формирование значимости сенсорного признака для детей,
2. формирование умений выделять сенсорный признак среди остальных,
3. формирование умений использовать знания о сенсорном признаке в разных ситуациях.
4. сформировать представления о каждом из сенсорных свойств.
5. формирование игровой мотивации деятельности детей.
Большими возможностями в процессе сенсорного развития обладают и специальные дидактические книжки-игрушки, которые должны появиться рядом с ребенком уже в первые месяцы его жизни (2).
Книжка – игрушка – уникальное по своей эффективности средство развития ребёнка. Книжка-игрушка может быть и покупной, а может быть сделана совместно с детьми и их родителями.
С помощью таких книжек-игрушек дети могут изучать цвета, развивать тактильные ощущения (страницы книги могут быть сделаны из разной ткани, формировать представления о форме, размерах, развивать кинестетические способности и пр.
Дидактические игры можно включать в различные режимные моменты: в ООД, в прогулку, в гимнастику, в физкультминутки, в самостоятельную деятельность, в творческую и продуктивную деятельности, поэтому задачи развития звукопроизношения могут решаться на протяжении всего времени пребывания ребёнка в дошкольной образовательной организации.
Особенностью дидактических игр в раннем возрасте состоит в том, что они должны быть интересны и значимы для ребёнка, и удовлетворять их потребность в предметной деятельности с объектами и предметами окружающего мира. Эти особенности дидактических игр являются основой сенсорного развития детей раннего возраста.
Приведём примеры нескольких дидактических игр и упражнений, которые использую в своей работе с детками группы раннего возраста.
1. Пальчиковая гимнастика. Она способствует повышению тактильной чувствительности. «Пальчиковая гимнастика» автор: Узорова О. В, Нефедова Е. А. И др.
2. Упражнения «Ищем клад». В кастрюльку кладем небольшие предметы (конфету, печеньку, ложечку, засыпает гречкой или другой крупой. Просим малыша опустить ручку в кастрюльку и найти нужный предмет.
3. Упражнение «Найди по описанию». В большую коробку кладутся предметы разные по форме, материалу. Малыш закрывает глаза, опускает руки в коробку, обследует предмет и по описанию достает предмет.
4. «Веселые клубочки». Здесь задание простое. Малыш разматывает и наматывает пряжу.
5. Игры из нетрадиционного материала: материал представляет возможности для тренировки мелких мышц кисти в развитии тактильных ощущений, носящий игровой характер.
Для развития у детей слухового восприятия, можно организовать такие дидактические игры с музыкальными игрушками, как «Что звучит?», «Найди», «Покажи» и др. Например, воспитатель играет на дудочке, барабане, гармошке. Потом дети должны закрыть глаза и воспитатель играет на одном инструменте, дети должны сказать, какой инструмент они услышали.
Так же можно организовать звуковые минутки – во время которых воспитатель предлагает прослушать детям запись шума дождя, шелеста листвы, шаги по траве, шорох бумаги, чириканье воробьёв и т. д. у детей – карточки с соответствующим изображением – дождь, воробышки и т. д. как только начинается звучание определённого звука, дети должны найти нужную карточку.
Для умения воспринимать ритм и темп музыки, можно организовать подвижную дидактическую игру – при убыстрении музыки дети убыстряют шаг, переходят на бег, при замедлении – замедляют и т. д.
В форме дидактической игры может проходить и артикуляционная, и дыхательная гимнастика, упражнения на развитие речеслухового анализатора – упражнения на фонематическое восприятие, слуховое внимание.
Например, на развитие слухового восприятия различных звуков – высоких, низких, глухих, громких можно использовать дидактические игры, как «Угадайка», «Высоко – низко», «Тихо-громко», «Нарисуй звук», «В гору, с горки», «Аленушка-ревушка», «Эхо».
Для того, чтобы привлечь внимание родителей к сенсорному развитию детей, можно изготовить совместно с родителями книжку–игрушку, сделанную своими руками. Для этого нужно продумать все странички книги, которые позволили бы детям не только рассматривать иллюстрации, но и сами побыть в роли персонажа и получить нужные сенсорные впечатления.
Первая страничка может быть «Обитатели цветочной поляны». На этой страничке дети знакомятся с цветом. Страничка зелёная – как трава на летнем лугу. На этой страничке можно поместить яркие, разноцветные, крупные цветы (крепятся на липучках, здесь же прикреплены 2-3 бабочки (пальчиковый театр). Рассматривая с ребёнком страничку, можно их познакомить с цветами, попросить найти цветы определённого цвета и формы, превратиться в бабочку (одеть на пальчик бабочку из пальчикового театра) и показать как она порхает с цветка на цветок, и садится на цветок того же цвета что и она сама. Так же на этой страничке можно формировать представления - один – много – много цветочков, одна бабочка.
Вторая страничка «Обитатели синего моря».Сама страничка яркого синего цвета. На страничке на липучках прикреплены разные рыбки, водоросли. По центру странички – осьминожек с детьми-осьминожками (пальчиковый театр). Перед тем как рассматривать эту страничку можно рекомендовать посмотреть вместе с детьми фрагмент мультфильма про осьминожек и прослушать песенку про то, как папы перепутали своих деток. После того, как просмотрели мультфильм и прослушали песенку, дети могул поиграть в пальчиковый театр с осьминожками, показать, как осьминожки перепутались у пап и они не могли их различить. Здесь так же формируем представление о цвете, размере – папа-осьминог – большой, дети-осьминожки – маленькие, а так же представление о количестве – один-много.
Третья страничка – «Праздник воздушных шариков».На эту страничку можно прикрепить разноцветные воздушные шарики на пуговичках. Дети могут потренироваться и отстегнуть шарик от пуговички, потом снова его прикрепить. Перед рассматриванием странички дети знакомятся со стихотворением «Воздушный шар». После того, как стишок прочитан, дети могут поиграть в шарики – назвать, какого они цвета, показать или открепить шарик определённого цвета и пр. все это влияет на развитие речи ребёнка, на развитие мелкой и крупной моторики рук, формирует познавательный интерес, способствует сенсорному развитию.
Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством формирования и закрепления представлений о предметах и окружающем мире. Рутинная работа превращается в интересную, увлекательную игру, а если её ещё организовать в виде коллективной, парной или групповой игры, то её эффективность увеличится.
Сенсорное развитие детей раннего возраста будет проходить более эффективно, если в работе воспитателей ДОО реализовать следующие организационно-педагогические условия:
- создать соответствующую предметно-пространственную среду, которая будет стимулировать механизм восприятия ребёнка окружающего пространства разными анализаторами (зрительным, тактильным, слуховым, кинестетическим, вкусовым, обонятельным) и формировать у него соответствующие представления о пространстве,
- разработать или подобрать картотеку дидактических игр, которые направлены на сенсорное развитие детей раннего возраста,
- при использовании дидактических игр в сенсорном воспитании будут соблюдаться основные дидактические принципы – от простого к сложному, доступность материала, эмоциональность и пр. ,
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогического просвещение родителей в области сенсорного развития детей раннего возраста.
Список литературы.
Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. - М. : Владос,- 2017.
Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М. : Просвещение, 2018.
Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. – М. : Мозаика-Синтез, 2017
Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2018
Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М. ; Мозаика-Синтез, 2019.