Елена Жемчужникова
Роль народных игр в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Жемчужникова Елена Васильевна
Воспитатель
МБДОУ №17
Роль народных игр в развитии детей дошкольного возраста
Без памяти нет традиций.
Без традиций нет культуры.
Без культуры нет воспитания.
Без воспитания нет духовности.
Без духовности нет личности.
Без личности нет народа как
исторической общности.
Г. Н. Волков
Публикация «Роль народных игр в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Все что пришло к нам из прошлого, мы называем народным творчеством. И как необходимо с самого малого возраста знакомить детей с культурой своего народа. Очень важно, чтобы ребёнок осознал, что именно он является носителем русской народной культуры. А без чувства любви к Родине это будет трудно. Патриотизм – чувство любви к родному краю обретается самостоятельно, как неотъемлемая часть души ребенка. Но обязательно нужна помощь взрослых. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Процесс приобщения ребенка к познанию мира культуры, очень важно для сохранения традиций народа и будущего своей страны. Знакомясь с культурой, ребенок приобретает главнейшие способности: творческое воображение, самопознание. Осмысливание культуры происходит в детских видах деятельности и доступных для дошкольников формах. Прежде всего, это игра, источник духовного роста в дошкольном возрасте.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников. В народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, представления о смелости, мужестве, проявлении смекалки, выдержки, находчивости. А эти качества актуальны всегда. К. Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; "Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики", - писал он.
Таким образом, подвижные игры являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества. Народные игры – это выражение народа в них играющего. Русский народ разные процессы своей жизни отражал через игру. Народная игра – исторически сложившееся социальное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является средством обучения и воспитания. В ней ярко отражались образы людей, быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, проявлении смекалки, находчивости. К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению. Игра – это деятельность, где происходят взаимоотношения со сверстниками. Общие интересы сближают детей. Ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки других детей. Цель взрослого – дать правильное направление, которое служило бы созданию между детьми добрых чувств, дружбы, справедливости, взаимной выручке.
Народные игры образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением музыкальны. Чёткой классификации народных игр нет.
Виды народных игр (исследования Капицы О. И., Науменко Г. М.)
1. Подвижные (спортивные) игры: «Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.
2. Обрядовые (календарные) : «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко» и др.
3. Природные: «Заинька», «Паучок», «Ворон»
4. Трудовые (бытовые, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
5. С ведущим: «Море волнуется», «Сижу на камушке»).
6. Драматические: «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу»
Игры проводятся по разному. Условно можно разделить на несколько видов. Хороводные или круговые: «Заинька», «Каравай», «Пирог», «Паучок» и некруговые: «Бояре», «В царя», «Плетень» и др. Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться неуверенным в себе детям.
Проведение народных игр немыслимо без использования закличек, считалок, скороговорок, песенок, пословиц и поговорок, которые развивают устную речь, слух и память ребёнка, активно влияют на его духовное развитие и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.
Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием играют в них, у них формируется устойчивое, уважительное отношение к народной культуре, закладывается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине. Игры способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.
Следовательно, подвижные игры – очень эффективный способ во всестороннем развитии ребенка, который способствует развитию физических и умственных способностей, правил поведения, моральных ценностей общества.
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999г. 168 с.
2. Васильцова З. П. Мудрые заветы народной педагогики. М., 1983.
3. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». 2008.
4. Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995.
5. Панкеев И. В. Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. - 240 с.
6. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. М. : Мозаика-Синтез. 2006.
8. https://yandex.ru/ushinskij-o-narodnom-vospitanii.