Анна Курникова
Роль ДОО и семьи в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
РОЛЬ ДОО И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
THE ROLE OF DOE AND FAMILY IN FOSTERING A HEALTHY LIFESTYLE IN PRESCHOOL CHILDREN.
Аннотация.
В данной статье представлен совместный опыт работы МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик» и семьи по воспитанию у детей основ здорового образа жизни. Стратегической задачей нашей страны, является сохранение и укрепление здоровья детей. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, на сегодняшний день является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Публикация «Роль ДОО и семьи в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Сохранение и укрепление здоровья детей – основная задача нашего государства. Я согласна, что в любом образовательном учреждении повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни первостепенно.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 44, п. 1].
Об охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте [ФГОС ДО].
Многое зависит от родителей. Родители- являются первыми педагогами детей, которые должны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте [273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 18, п. 1].
Очень важно, чтобы дошкольное учреждение уделяло большое внимание закреплению и воспитания у подрастающего поколения культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Наша задача сделать так, чтобы дети усвоили основные гигиенические навыки, понимали их значимость в их жизни. Но самое главное, чтобы это вошло в привычку.
Влияние экологической обстановки, используемых в образовательном процессе технологий, семейное воспитание дают отпечатки на воспитание детей. Всем ДОО необходимо объединить свои усилия и разработать новую систему образования по обеспечению здоровья детей, развитию у детей самостоятельности и ответственности, умению ребенка действовать в различных ситуациях. И эта система должно постоянно совершенствоваться.
Основная задача педагога - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дать ему необходимые навыки, умения и обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, необходимого для ведения здорового образа жизни. На нас, педагогах, лежит большая ответственность. Какие знания дадим мы детям, с таким багажом они пойдут по жизни.
Я работаю в МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик» с детьми среднего дошкольного возраста. Мне, как матери, хочется воспитать в детях привычки к здоровому образу жизни.
С целью укрепления здоровья, физического развития и формирования основ здорового образа жизни у детей в нашем дошкольном учреждении разработана система физкультурно- оздоровительной работы, которая строится с учетом дифференцированного подхода.
В системе физкультурно - оздоровительной работы особое внимание уделяется следующим компонентам здорового образа жизни : двигательная активность, физическая культура, спорт, прогулки на свежем воздухе; закаливание, личная гигиена, рациональное питание, режим; благоприятная психологическая обстановка в семье и дошкольном учреждении.
Работа по данному направлению в группе с детьми среднего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с образовательной программой Учреждения, разработанной на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе соответствует требованиям ФГОС ДО, что дает возможность педагогу эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, его интересы, уровень активности.
В группе создан «Центр двигательной активности», где размещается большое количество разнообразного оборудования : мячи разного диаметра, обручи, тактильные дорожки, оборудование для общеразвивающих упражнений, дидактические игры и многое другое.
В «Центре здоровья» для организации деятельности детей имеются : дидактические игры, планшеты с различными заданиями, карточки с заданиями для детей, плакаты. Пособия направлены на формирование у детей здорового образа жизни : «Как правильно чистить зубки», «Одеваемся на прогулку», «Что я делаю не так», «Витамины - друзья детей» и др.
В работе с детьми мы используем здоровьесберегающие технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурные занятия, подвижные игры, ситуативные беседы, проектную деятельность.
Физкультурные занятия с детьми проводятся 3 раза в неделю (2 занятия в спортивном зале и 1 на прогулке). Формы проведения занятий: традиционные, сюжетно- игровые: «В гости к витаминки», «Путешествие в страну Здоровят». Регулярные занятия физической культурой укрепляют организм детей и способствуют повышению иммунитета. В ходе занятий детям прививаются элементарные навыки по уходу за собой, представления о строении собственного тела, назначении органов, проводятся беседы о том, что полезно и вредно для человеческого организма.
Дети с большим удовольствием делают утреннюю зарядку, зарядка после сна, закаливающие процедуры.
Мы привлекаем детей и родителей к проектной деятельности. Например, «Выходные дни моей семьи», «Мы выбираем Спорт», также ведется тесная работа с Физкультурно- Оздоровительным комплексам ФОК "Волга", данные проекты направлены на укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни. Данная работа объединяет детей и родителей.
Воспитание основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста осуществляется во всех видах деятельности. Активно используются методы и приемы: рассматривание иллюстраций, использование ИКТ, презентаций, фотографий о здоровье «Кукла Лиза заболела», «Покажем Мальвине, как делать зарядку, игровые ситуации: «Найди Витамины», «В гости к Айболиту» и др.
С детьми проводятся ситуативные разговоры, беседы на тему: «Здоровое питание», «Чистота- залог здоровья», «Правила поведения в детском саду», «Вредные привычки», «Что любит моя семья», все это очень нравятся детям.
Особую радость у детей вызывают подвижные игры: «Кто быстрее», «Солнышко и дождик», «Попади в цель», «Догонялки» и др.
С большим удовольствием дети художественные произведения: рассказы Л. Воронковой «Маша- растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу». Очень нравятся детям народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико, «Ночь пришла темноту привела» и др.
Совместная работы с семьей помогает нам воспитывать здоровый образ жизни ребенка. А мероприятия с родителями воспитанников, является неотъемлемой частью педагогического процесса: «Папа, мама, я - спортивная семья», «День здоровья», «В страну здоровых детей». Нетрадиционные родительские собрания. Сколько радости мы видим в глазах детей и родителей. Это заряд бодрости и не передаваемые ощущения. Это радует.
Все мы, родители, педагоги хотим, чтобы дети хорошо учились, становились сильнее, вырастали, выходили в большую жизнь не только знающими, но и здоровыми. Здоровье – это способность к полноценной жизни, к хорошему самочувствию. Будет здоровье- будет успех и радость.
Я рада, что системная и целенаправленная работа ДОО и семьи по воспитанию основ здорового образа жизни у детей дает положительную результаты. Нам удалось сформировать у детей и родителей понимание о необходимости заботиться о своём здоровье, укреплять его, а также о здоровье своих близких и родных людей. И это лучшая благодарность нам педагогом. Значит мы на правильном пути.
Список литературы:
1. Андреева А. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук // Н. А. Андреева. - Екатеринбург, 2005.-22 с.
2. Багичева Н. В., Томилова С. Д. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе их речевого и литературного развития// Образование в период детства : традиции, реальность, инновации. Международ. Научно-практ. конф., Москва – Шадринск, 2007. с. з.
3. Веневцева Ю. Л., Мельников А. Х. Валеология: новое или забытое старое? //Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка: Программа и практическое руководство/Сост. Л. И. Пономарева, В. А. Нетаева, Г. В. Заостровных, Н. А. Андреева/, 2010.
4. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб-, 1998-1999.
5. Кочетова Н. А., Желтикова И. А. Взаимодействие семьи и ДОУ : программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. – Волгоград: Учитель, 2014. – 218 с.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.