Шестопалова Любовь Николаевна
Развивающая стена — способ организации самостоятельной деятельности дошкольника, а также коррекции его развития и обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая стена — способ организации самостоятельной деятельности дошкольника, а также коррекции его развития и обучения
Аннотация: В статье представлен опыт работы по оформлению в групповом помещении развивающей стены и способы работы на ней с дошкольниками. Она позволяет воспитателям решать задачи организации образовательной деятельности, творчество и общение дошкольников друг с другом. Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность дошкольника, а также обеспечить коррекцию его развития и обучения.
Публикация «Развивающая стена — способ организации самостоятельной деятельности дошкольника, а также коррекции его развития и обучения» размещена в разделах
Ключевые слова: дошкольники, развивающая стена, дидактические игры, самостоятельность.
Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, педагоги должны модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Cогласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности,проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения прописана ежедневная организация жизни и деятельности детей, где определено время в режиме дня для самостоятельной деятельности дошкольников (во время утреннего приема, до и между занятиями, после сна, в вечернее время).
Группы у нас разновозрастные: в текущем году в старшей группе дети 3-х возрастов: от 5 до 7 лет; в младшей — от 1.5 до 4 лет. 9-ти часовой рабочий день не позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку и полноценно провести непосредственно-образовательную деятельность по всем возрастам.
В связи с этим возникла идея создания развивающей стены, которая возьмет на себя часть нагрузки и кроме того, будет дополнять предметно-развивающую среду.
Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность дошкольника, а также обеспечить коррекцию его развития и обучения.
Задачи:
- через организацию развивающей стены развивать у дошкольников умение проявлять инициативу и самостоятельность;
- стимулировать развитие поисково – познавательной деятельности детей;
- развивать у детей мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику, творческое воображение, связную и выразительную речь, использовать полученные знания в речевом общении.
- корректировать уже имеющиеся знания и обеспечивать индивидуальный подход в развитии.
На первом этапе реализации проекта педагоги изучили литературу по заданной области, разработали проект будущей развивающей стены, продумали систему работы с ней, изготовили и приобрели игры и пособия.
Второй важный этап - это освоение развивающей стены детьми через обучающие игры и игры-тренинги
Элементы развивающей стены – панно с кармашками и коврограф.
Система организации работы с развивающей стеной
В специальных кармашках на панно размещается, согласно запланированным заданиям, разнообразный дидактический материал. Материалы, игры и пособия хранятся в специально оборудованных шкафчиках, на полках. Если проводится работа по знакомой воспитанникам теме, используется материал из архива. Он есть в каждой группе. Также используем дидактические пособия и игры, которые находятся в методическом кабинете.
В работе на коврографе в основном используется игровое пособие «Играйка» автор — Н. В. Нищева, издательство ДЕТСВО- ПРЕСС,в которое входит 10 таких альбомов с заданиями по разным областям.
В основе работы с развивающей стеной - деятельность, которая предусматривает работу в микрогруппах из 3–5 человек.
Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной. В каждой группе она индивидуальна. Одним детям требуется корректировка знаний, другим – закрепление пройденного материала. Часто бывает, что ребенок не посещал детский сад какое-то время: предлагаются задания на освоение определенных знаний и умений.
Задания даются на один день, но если ребенок достаточно хорошо усвоил игру, задания могут быть рассчитаны на несколько дней и даже на неделю, но уже с усложнением.
Планирование ежедневно: в тетради для плана в разделе - самостоятельная деятельность.
Работа с развивающей стеной предполагает постоянное общение: детей друг с другом, воспитанников и педагога. Воспитатель в процессе игры, обсуждения какой-либо темы просит детей высказываться развернуто. Таким образом, педагог параллельно решает задачи речевого развития. Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей. Дошкольникам понятны и интересны задания, не предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери букет в вазу». Дети способны выложить конкретную фигурку с помощью образца. Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур, опираясь на образец и без него.
Диапазон дидактических игр на развивающей стене достаточно широк. Вот некоторые из них:
игры по ФЭМП
Для детей среднего дошкольного возраста, такие как «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…», «Расставь от низкого до самого высокого» и наоборот. Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур с образцом или без него, выполняют игры – задания «Найди соседа».
Речевые игры:
- в средней группе: «Выложи правильно и расскажи», «Кто где?», «Назови одним словом», «Закончи предложение» и т. д.
- в подготовительной группе: «Составь слово из слогов», «Какой первый звук в слове», «Подбери словечко», «Что бывает?», «Говори наоборот» и т. д.
Познавательное развитие
- средних группах: «Что растет на дереве?» «Что лишнее», «Чей домик» и др.
- в старших группах: «Что перепутал художник?», «Узнай рыбку по хвосту», «Подбери предмет по описанию» и др.
Правила:
- не руководить ребенком, а уважать его интересы и индивидуальные особенности развития;
- не навязывать темп выполнения задания, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению;
- не регламентировать деятельность ребенка.
В заключение хочется сказать, что развивающая стена стала неоценимым помощником в нашей образовательной работе с детьми:
- реализация работы на развивающей стене способствует повышению интереса детей к предметно – пространственной среде;
- обновлению и обогащению методическими материалами и пособиями;
- значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности : в течение дня дети выполняют задания по различным областям;
- решается проблема индивидуального обучения и коррекции определенных знаний и умений;
- осмысление детьми понятия, что не взрослый управляет деятельностью детей, а содержание игр и заданий «диктует», что им делать.
Список литературы:
1.«Воспитываем дошкольников самостоятельными»- сборник статей.
Санкт-Петербург. «Детство-Пресс». 2000г.
2. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада : учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. -М. :Перспектива,2011.
3. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.
5. Полякова М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада/ М. Н. Полякова//Дошкольная педагогика. -2001.-№ 1