Журавлева Марина
Развития интереса детей старшего дошкольного возраста к музеям
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. «Исследование возможностей развития интереса детей
старшего дошкольного возраста к музеям»
В статье раскрывается актуальная проблематика развития интереса старших дошкольников к музеям, описывается общая образовательная ситуация по данному вопросу, указываются сложности возникающие у педагогов и родителей и пути их решения, интегрированность вопроса с общими вопросами образования, воспитания и становления личности ребёнка.
Публикация «Развития интереса детей старшего дошкольного возраста к музеям» размещена в разделах
Образовательная ситуация по развитию интереса старших дошкольников к музеям.
Все виды искусств, служат величайшему из искусств - искусству жить на земле.
Бертольд Брехт
Развитие интереса детей к музеям является одним из важных элементов по приобщению их к культурно – историческому наследию своей страны, помогает в формировании у них патриотических чувств, ускоряет духовно – нравственное рост, развивает эстетические качества. Знакомство с музеями приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, культуры, истории, формирует художественный вкус.
Одной из главных линий дошкольной музейной педагогики является нахождение и разработка подходов к познанию детьми музейного пространства, развитию у них интереса к музеям,
В настоящее время посещение в условиях большого города не представляет никаких проблем для обычной семьи. Однако темп современной жизни, необходимость обеспечения средств к существованию семьи,мнение родителей о том, что система образования должна полностью снять с них все обязанности по воспитанию и образованию детей мешают приобщению детей к музейной среде в кругу семьи. Практическая невозможность для персонала обычных государственных дошкольных общеобразовательных учреждений организовать экскурсионную деятельность мешают приобщению детей к музейной среде в условиях ДОУ.
Таким образом, становится необходимым находить новые пути и способы к развитию интереса дошкольников к музеям.
Представляется, что действовать педагогу ДОУ необходимо сразу в нескольких направлениях, объединяя их в один комплекс мероприятий.
Представляется необходимым:
- во-первых, организация выставок детского творчества и коллекций детских поделок;
-во-вторых, организация конкурсов детского творчества;
-в-третьих, создание собственных мини-музеев;
-в-четвёртых, развитие творческо-развивающей среды ДОУ;
-в-пятых, организация занятий с использованием средств современных информационных технологий;
-в-шестых, привлечение родителей к проведению вышеозначенных мероприятий;
-и, самое важное, улучшение взаимодействия с родителями с целью вовлечения их в образовательный процесс, организации его непрерывности и взаимном дополнении усилий родителей и педагогов.
Рассмотрим и обоснуем, вкратце, необходимость указанных мероприятий для улучшения образовательной ситуации по рассматриваемому вопросу.
Организация выставок в детском саду весьма значима как для детей, так и для их родителей. В выставках представляются работы детей, детей с родителями, коллективные работы детей групп. Работы могут выполняться в разных техниках, могут получаться весьма разнообразными, радовать детей, родителей и педагогов. Благодаря выставкам у детей повышается самооценка, развивается художественный вкус, вырабатывается ответственность к делу которым они заняты, появляется представление о создании выставок, музейных экспозиций, развивается интерес к изучению различных стилей и направлений, творчества, мотивируется изучение творчества других людей. Организация выставок и экспонирование выставок и коллекций помогает детям получить первые представления о создании музейных коллекций.
Конкурс в ДОУ - это так же, не просто очередное мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребёнок, родитель, педагог. Конкурс является эффективным способом взаимодействия всех трёх сторон образовательного процесса. При этом родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении. Ребёнок так же видит чужие успехи и достижения, повышает творческую культуру, учится понимать творения других детей. Всё это положительным образом сказывается на подготовке к созданию у ребёнка интереса к музеям и полезно в общеобразовательном и воспитательном планах.
Создание мини - музеев является одним из центральных пунктов программы развития у старших дошкольников интереса к музеям. При этом развивается взаимодействие взрослого и ребенка в музейной среде, которая способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Метод проекта «Мини музеи в детском саду» актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, приучать детей к музейной среде.
Целью проекта является подготовка детей к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей к музейному искусству.
Создание мини – музеев в ДОУ – новая форма работы, которая решает следующие задачи:
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Формирование у дошкольников представления о музее.
3. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
4. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
5. Развитие речи и расширения словарного запаса.
6. Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
7. Воспитание культуры поведения.
Проект «Мини - музеи в детском саду» разделяется на три этапа, которые помогают вовлечь детей, их родителей и работников ДОУ в творческий процесс и освоению ими ролей дизайнеров и художников, искусствоведов и историков, музейных работников.
На стадии подготовительного этапа участники определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения, что определяет различие в стилях оформления и содержания. Каждый воспитатель защищает собственный проект, даёт описание содержания мини музея, его оборудования, экспонатов, название ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.
На стадии практического осуществления активно привлекаются дети и их родители. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируются и дополняются. В итоге происходит достижение главной цели- изменяются отношения родителей и педагогов, происходит их сближение, налаживаются партнерские отношения между педагогами, детьми и их родителями. Дети изучают новые для себя социальные роли, растут в творческом плане и заинтересовываются в изучении музейной среды.
На этапе проведения конкурса на лучший мини музей соучастники процесса высказывают свои оценочные суждения по поводу созданных музеев с целью дальнейшего развития
Возможными темами для создания мини музеев могут быть названы :
-мини музей государственной символики;
-мини музей «В гостях у сказки»;
-мини музей «Мир цветов»;
-мини музей «Мои любимые картинки».
Выбор тем для создания мини музеев практически неограничен ничем кроме фантазии участников.
Дошкольники разных групп знакомятся с мини музеями своих «коллег».
Главой целью является эмоциональный, творческий и этический рост ребенка, а так же то, что во время создания мини музеев и после, взрослые дети учатся лучше понимать и взаимодействовать друг другом, посещают музейные выставки и экспозиции, приобщаются к культуре.
В итоге мини музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада и оказывать большое влияние на воспитание и развитие дошкольников.
Информационные технологии предлагают современному педагогу большое количество средств повышения качества образования и развития в детях интереса к музеям. Теперь представилось возможным «посещать» музеи не выходя из помещения детского сада, знакомиться с первоклассными произведениями искусства находящимися за многие тысячи километров, выбирать, подготавливать и проводить комплексные «экскурсии» связывая объекты из разных мест, знакомить детей с человеческой культурой во всём её многообразии и величии. При этом осуществляется достижение как частных (воспитание интереса к музеям, например, так и общеобразовательных и воспитательных целей.
Педагогу, в его работе, необходимо всегда помнить, что любые методы, средства и способы воспитания и образования работают по-настоящему эффективно и правильно только при осуществлении полного взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) ребёнка.
Семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Для выполнения данной задачи педагог должен осуществлять работу с родителями на основах взаимопомощи, взаимоуважения и взаимодоверия, знания и учетом педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Представляется необходимым использовать все возможные формы взаимодействия, как традиционные, так и нетрадиционные.
Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы: коллективные и групповые, индивидуальные, и наглядные. Нетрадиционные делят на четыре группы: информационно-аналитические; досуговые, познавательные и наглядно-информационные формы.
Родители должны стать участниками, а не гостями жизни дошкольного учреждения.
Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также могут проводиться тренинги, практикумы, дискуссии.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.
Родители вовлекаются в образовательный и воспитательный процессы, что позволяет организовать непрерывность этих процессов как в ДОУ, так и дома, что особенно актуально в рамках рассматриваемого нами вопроса.
Принципами осуществления работы педагога в области развития интереса детей к музеям могут быть указаны следующие:
-научность обучения;
-систематичность обучения;
доступность учебного материала;
-наглядности учебного материала;
-сознательность и активность детей в обучении;
-личностный подход;
-открытость учебного процесса;
-интерактивность обучения;
-тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
-точное соблюдение требований нормативных документов.
При соблюдении указанных принципов становится возможным, основываясь на указанных методах работы, развивать в детях интерес к музеям, что окажется весьма полезным в достижении главной задачи образования и воспитания - становление ребенка в свободную, мыслящую, умственно и творчески развитую, морально крепкую, неповторимую личность, достойного члена общества, опору семьи, общества и государства.
Литература:
1. К. Радаева, «Организация выставок в детском саду», сайт https://www.maam.ru.
2. Ю. Е. Новикова, «Семейные конкурсы в детском саду, как часть образовательной программы дошкольного образования ДОУ», сайт https://detsadik3.ru.
3. Н. В. Кручаева, «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду», 40309-s-013.edusite.ru/DswMedia/kruchaeva.doc
4. Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи, сайт https://39frspb.caduk.ru
5. Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста, сайт doshkolnuk.com
6. Рекомендации для студентов, аспирантов и магистрантов по подготовке методических статей в различные виды изданий.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников.
Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области (С. Л. Рубинштейн); стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления (Ф. Н. Гоноболин); особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, стремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам (Г. И. Щукина); эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер (И. Ф. Харламов).
Как можно видеть, разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес, не противореча, друг другу, подчеркивая разные грани этого феномена, взаимно его обогащая.
Интерес (как эмоция) - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности, осознанию ею цели деятельности; эмоциональное проявление познавательных потребностей личности. Заинтересованные чем-то люди
Интере с — положительно окрашенный эмоциональный процесс (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему. Интересно то, что убедительно показывает собою нечто неожиданное.