Комарова Наталья
Консультация «Развитие внимания у детей дошкольного возраста»
Комарова Наталья Александровна
педагог-психолог
ГБОУ Школа № 1228 «Лефортово»
Содержание:
1. Подсказки родителям по развитию внимания детей. Стр. 1-5
2. Игры для развития внимания детей. Стр. 5-6
3. Развитие концентрации внимания детей. Стр. 6-8
Публикация «Консультация „Развитие внимания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4. Упражнения на увеличение объёма внимания и кратковременной памяти. Стр. 9-12.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
Часто педагоги жалуются на недостаток внимания у современных детей. По-настоящему справиться с этой проблемой можно только вместе с родителями. Некоторые родители сами добираются до понимания проблемы, а некоторые даже могут и интуитивно понять отдельные закономерности развития внимания, но, как правило, они не стремятся читать толстые книги по психологии, потому что им, без специальной подготовки, бывает трудно выудить оттуда необходимую информацию для их конкретного случая.
Мы часто сталкиваемся в своей работе с такой проблемой, и поэтому, дорогие коллеги, предлагаем Вам несколько простых советов, которые Вы можете адресовать родителям ваших учеников.
Пять подсказок родителям по развитию внимания детей.
Первая подсказка: занимаясь с ребёнком, не прячьте свои эмоции, проявляйте удивление, интерес, восторг!
Вторая подсказка: Возьмите на себя руководство вниманием ребёнка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребёнка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
Универсальное средство организации внимания – это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники и младшие школьники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребёнку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности.
Третья подсказка: Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребёнка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее его развитие. Слова родителей, тормозящие отвлечение детей на посторонние дела, не должны носить негативной эмоциональной окраски. Если постоянно говорить: «Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!», вряд ли он с удовольствием будет завершать задание. Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».
В тихой и спокойной обстановке ребёнок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идёт оживлённый разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.
Четвё ртая подсказка для родителей: если вы хотите, чтобы ребёнок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о его хорошем физическом самочувствии и настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.
Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своём деле, что всё происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребёнка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания.
Развитию концентрации внимания будет способствовать наличие у ребёнка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредотачивая своё внимание на нём, он будет приобретать опыт всё более высокой степени концентрации внимания.
Пятая подсказка: берегите внимание детей. Если ребёнок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.
Внимание – важная сторона познавательной деятельности.
Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования.
Непроизвольное внимание обычно связано с внезапным появлением какого-либо объекта, сменой его движений, демонстрацией яркого, контрастного предмета. Слуховое, непроизвольное внимание возникает при внезапно раздающихся звуках, оно поддерживается выразительной речью воспитателя: сменой интонации силы голоса. Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.. Произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Наличие послепроизвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания. Это качественно новый вид внимания. От непроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение. Значение послепроизвольного внимания важно для педагогического процесса, так как длительное поддержание внимания с помощью волевых усилий утомительно.
К особенности внимания относятся сосредоточенность (или концентрация) и устойчивость.
Воспитатели знают, что привлечь внимание ребенка нетрудно. Но сохранить его нелегко. Для этого необходимо использовать специальные приемы. Формирование внимания всегда было важным звеном процесса обучения. Внимание детей приобретает определенные качества в зависимости от деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того, как направляется эта деятельность.
Очень важен организационный момент проведения занятия. Если он проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено заранее и у воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен переход от игры к «рабочему состоянию», то, как правило, отмечается быстрое сосредоточение детей. Однако так бывает не всегда. Иногда организационный момент затягивается до четырех и более минут. По моим наблюдениям, длительность организационного момента не должна превышать минуты.
Включение детей в работу способствует прежде всего способ раскрытия цели занятия, его содержание. Важно чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам воспитателя.
Настроенность на занятие создается и с помощью загадок, предложением вспомнить пословицы, поговорки. Это активизирует мышление детей, развивает у них речь, сообразительность.
Какие методические приемы, используемые воспитателем, способствуют поддержанию активного внимания?
Объяснение задания должно быть немногословным, нацеливать детей на главное. Дети выполняют его самостоятельно или с помощью воспитателя. При этом можно использовать метод поэтапной инструкции.
Во время объяснения и в течении занятия необходима известная эмоциональная разрядка, смена приемов. Воспитатель приводит интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным детям, что спросит их. Сочетание слова воспитателя с применением наглядности широко используется в практике обучения. Формы этого сочетания различны: использовать образец или вместо него картинку, рисунок, и не только в начале объяснений, но и в середине, конце.
Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу. При однообразном ведении занятия внимание сохранить трудно.
Немаловажное значение имеет и характер вопросов, задаваемых воспитателем. На вопросы, непонятные детям или носящие слишком общий характер, типа: «Какая была старуха? Какая бывает зима? и т. д.» - ребенок не может ответить правильно. Ему приходится догадываться, что хочет спросить воспитатель.
Неудовлетворенность ребенка своими ответами может ослабить внимание. К концу занятия утомление нарастает.
У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае внимание детей снижается.
В конце занятия воспитатель обычно подводит итог деятельности, поэтому целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов: анализ работ воспитателем, выбор и оценка лучших работ, игровая форма анализа, 3- 4 минут для этого достаточно.
Игры для развития внимания детей :
«Что изменилось?» Поставьте перед детьми от 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.
«Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.
«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны ухватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
«Карлики и великаны». Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Взрослый выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
«Замри». По сигналу взрослого дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, он выбывает из игры.
«Повторяй за мной». Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.
«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладёт платочек у кого-то за спиной. Затем он делает ещё один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удаётся, водящий остаётся прежний. Если нет – водит второй.
«Съедобное-несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. Можно предложить любое другое условия для того, чтобы ловить мяч, или его отбивать. Например, растения и животные. Растение - ловим, животное - отбиваем.
«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зелёный – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте. Лучше, если флажки достаются педагогом из-за спины, или из коробки, дети не видят, какой вы собираетесь поднимать флажок. Это поможет развивать и внимание и скорость реакции.
Развитие концентрации внимания.
Основной тип упражнений – «корректура», где ребёнку предлагается находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. Эта игра поможет развить многие свойства внимания : распределение, переключаемость, объём и устойчивость.
Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутренней сосредоточенности. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) на протяжении 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие:
- выделения признаков предметов и явлений;
-упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.);
-прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.
Методические рекомендации:
Для игры подойдёт любой текст из газеты или старого журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: «По сигналу зачеркни все буквы «о» одной чертой. Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре, и тоже займётся вычёркиванием букв в своём тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту ребёнок.
Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева - направо, сверху - вниз. Если ребёнок вычёркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры.
Когда задание будет выполнено, ребёнок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Помните, что развивающий эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант работы и более сложен для ребёнка. Если он с лёгкостью выполняет и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально допуская ошибки. Для начала пусть это будет всего лишь одна ошибка. Важно, чтобы ребёнок самостоятельно её нашёл. Если этого не произошло, не стоит спешить с подсказкой. Пусть помощь взрослого будет постепенной. Направляющие фразы могут быть такими: «Посмотри-ка, по-моему, я где-то ошибся». Если поиск опять неудачен, то: «Наверно, ошибка в этой строке», далее: «Посмотри в начале строки», «Посмотри в этом слове». От фразы к фразе увеличивается доза родительской помощи, и, таким образом, ребёнок проявляет максимально возможную для себя самостоятельность. Когда первый уровень сложности игры будет ребёнком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:
- попросите ребёнка искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечёркивать «о» и подчёркивать «а»;
- дайте задание отмечать три буквы;
-сделайте в своём тексте ошибки, пусть ребёнок их обнаружит;
-поиграйте с учётом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.
Подарите ребёнку радость победы, пусть он попробует её вкус, он будет знать, к чему стремиться.
Упражнения на увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.
Упражнения основаны на запоминании количества и порядка расположения ряда предметов, которые ребёнку показывают в течение нескольких секунд. Постепенно число предметов должно увеличиваться.
Тренировка распределения внимания.
Основной принцип упражнений: ребёнку предлагается одновременное выполнение двух разных заданий ( например: выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки, для более взрослых детей - чтение рассказа и подсчёт ударов карандаша по столу). Через 5-10 минут определяется эффективность выполнения каждого задания.
Развитие навыка переключения внимания.
Для развития этого свойства предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычёркивания букв.
Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания можно найти в развивающей литературе.
Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям, развивая внимание детей – это систематический характер занятий.
Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведённое для этого время, но и как бы между прочим, например, по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т. д.
Самое главное в таких занятиях – заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям.
И тогда всё вашим детям будет по плечу!
«Определи на ощупь».
Цель игры: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета.
Необходимые материалы и наглядные пособия: стол, 10-15 различных предметов.
Ход игры:
На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребёнку изучить эти предметы (если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами). Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удаётся, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.
«Поиск по памяти».
Цель игры: развить память, координацию, внимание.
Необходимые материалы и наглядные пособия: различные предметы (мягкие игрушки, кубики, машинки). Желательно подготовить какой-нибудь приз.
Ход игры:
Эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо вашему ребёнку. Разложите все выбранные игрушки на полу. Сообщите вашему малышу, что сейчас ему необходимо запомнить где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2-3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска.
Эту игру можно усложнить.
Во-первых, можно не показывать ребёнку разбросанные игрушки, т. е. сначала нужно завязать ему глаза, а уже затем раскидать все предметы.
Во-вторых, можно сократить время поиска. В этом варианте комната должна быть максимально безопасной, чтобы ребёнок не мог пораниться.
Желаю Вам успехов!
В ГБОУ Школа № 1228 «Лефортово» все вышеперечисленные игры с успехом применяются педагогом-психологом и воспитателями при проведении занятий.
Советую почитать:
1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Диагностика развития ребёнка (0-3 года). –СПб. : Паритет, 2006- 112 с.
2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Диагностика развития ребёнка (3-4 года). –СПб. : Паритет, 2006. - 80 с.
3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Диагностика развития ребёнка (4-5 лет). –СПб. : Паритет, 2007. - 96 с.
4. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Диагностика развития ребёнка (5-7 лет). –СПб. : Паритет, 2007. - 96 с.
5. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром : Учебное пособие. 128 с.
6. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М. : Педагогическое общество России, 2007.-128 с.
7. Пилюгина Э. Г. Игры-занятия с малышом от рождения до пяти лет. Развитие восприятия, цвета, формы и величины. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.-120 с.
8. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-Кн. 2: Психология образования
-608 с.
9. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -640 с.
10. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008.-624 с.