Ольга Аршинова
Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. А владение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О. С. /
Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т. к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу. Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего против. Поэтому тема выбранная мной является актуальной, так как заботиться о правильности речи ребенка надо начинать как можно раньше.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно, т. е. лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, вряд ли будет успешной, если не обратится к мнемотехнике. Мнемотехника— совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимательность. Символы максимально приближают к речевому материалу.
Работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Работу по формированию речи у дошкольников проводится комплексно, по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);
- формирование лексико-грамматических категорий;
- формирование связной речи;
Искусством памяти интересовались и занимались многие известные ученые и исторические деятели: Цицерон написал один из первых сохранившихся трудов по мнемонике, Аристотель обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского, феноменальной памятью, основанной на приемах запоминания, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт, изучал и преподавал мнемотехнику Джордано Бруно.
В настоящее время виды мнемонической техники постоянно развиваются и совершенствуются. Вплотную занимаются этим Зиганов Марат Александрович, доктор педагогических наук (МАН, профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель Ломоносовской школы; Козаренко Владимир Алексеевич, преподаватель курса мнемотехники Школы рационального чтения. Авторы удостоены медали Кембриджа и включены Кембриджским биографическим центром в число выдающихся ученых XX века по направлению «Развитие интеллектуальных способностей. По их мнению,метод эффективного запоминания может усвоить и использовать любой человек, желающий совершенствовать себя. Возможности мозга человека огромны, ученые полагают, что вся воспринимаемая нами информация сохраняется. Бывает лишь затруднён к ней доступ и последующее извлечение из недр нашего сознания. Процессом запоминания можно управлять сознательно с помощью специальных мыслительных преобразований. Актуальность и значимость работы в данном направлении определяется все возрастающим объемом информации, который необходимо усвоить современному дошкольнику за весьма ограниченное время.
Мнемотехника в дошкольной педагогике представлена следующими авторами: Воробьева В. К. (сенсорно-графическая схема, Глухов В. П. (блок-квадрат, Ткаченко Т. А. (предметно-схематическая модель, Ефименкова Л. Н. (схема составления рассказа, Большева Т. В. (коллаж). При обучении детей составлению рассказов-описаний я пользуюсь схемами Ткаченко Т. А. и сенсорно графической схемой Воробьевой В. К., которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение нескольких лет я использую в работе по обучению старших дошкольников с ОНР связной речи приемы мнемотехники.
Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность, и как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание. Не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интерес к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевой патологией не любят учить стихи. Пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приемами методами запоминания. Все это вызывает у них трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Моя многолетняя практика показывает,ч то детям с нарушениям речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения. Использование опорных рисунков для обучения пересказу, составлению рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи у детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадыванию загадок, заучиванию стихов. Мнемотехника помогает развивать зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Возможность использования интеграции образовательных областей. Используются имеющиеся методические и дидактические средства, не требующие финансовых затрат. Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога. Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: связная речь детей с ОНР значительно улучшилась, расширился и обогатился словарный запас, дошкольники последовательно и выразительно стали предавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции. У дошкольников сформировались целостное восприятие окружающего мира, навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми с ОНР, так и в работе с детьми массовых групп детского сада. Мнемотехника расширяет представление детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.