Брик Лариса Викторовна
Развитие речи ребенка: логопедические игры из подручных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребенка: логопедические игры из подручных материалов
Не успеешь оглянуться - шкаф открыт, крупа рассыпана, а маленький исследователь окружающего мира с интересом выливает бутылку масла на пол. Знакомая картина? Дети любят играть с предметами, которые не предназначены для игры. В современном мире практически все игрушки одинаковые на ощупь (пластик или синтепон, яркие и. скучные. Гораздо интереснее взаимодействовать с разными формами, текстурами и размерами. Чем занять ребенка, чтобы не было беспорядка и была польза для речевого развития?
Публикация «Развитие речи ребенка: логопедические игры из подручных материалов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Поделки из бросового материала
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Воронки! Первая задача воронок - это запуск звукоподражания. Это достаточно неожиданный предмет и даже дети с речевым негативизмом готовы погудеть в воронку.
Для начала можно просто гудеть в широкую часть и слушать, как голос становится «большим».
Следующий шаг - «покричать» нужные звуки. В широкую часть воронки поем «АААА», в узкую «УУУУ». Тренируем силу голоса - если воронка близко, то шепчем, если далеко - кричим. Постепенно переходим на слоги, лучше начинать с добавления губных согласных (м, б, п).
Поём «АААА», потом воронку закрываем ладошкой и «ММММ». Теперь у нас уже есть не только звукоподражания, но и полноценные слоги.
Для упражнений на речевое дыхание воронка тоже пригодится: сдуть с узкой части ватку, выдуть из чаши воронки ватный диск, закрыть пальцем узкую часть и дуть в воронку так, чтобы на лице почувствовать ветерок.
Игра «Ловцы жемчуга».
Вам понадобится: воронка, песок или манная крупа, ложка или совочек, жемчуг. Жемчуг - это мелкие подвески, бусинки, и камушки, которые не будут пролетать сквозь воронку.
Как играть? Прячем в песок «жемчужины», берем в одну руку воронку, в другую ложку и начинаем зачерпывать песок, просеивая его сквозь воронку. Параллельно проговариваем звуки, например: «Как песочек сыпется? ССССС.». Вытаскиваем все жемчужины, считаем, сколько наловили и сортируем по любому признаку: цвет, форма, величина.
Губки для мытья посуды! С ними намного интереснее играть, чем с кубиками.
Игра «Строим башню». Можно собирать просто так, стараясь собрать самую высокую башню, а можно и по схеме, чередуя цвета или толщину.
Игра «Разбираем башню». Каждый «кирпичик» - это правильно сделанное задание на занятии. Выкладываем столько, сколько запланировано заданий и постепенно башня уменьшается.
Игра «мягкий / твердый». Выкладываем ряды с разными цветами, чередуя текстуру. Например, твердая (шершавая) сторона - удар кулаком. Мягкая – удар ладонью. Выкладываем губки и чередуем - кулак, ладонь, кулак, ладонь. Далее усложняем задание - кулак, кулак, ладонь, кулак, ладонь, ладонь и т. д.
Сначала движения выполняем ведущей рукой, потом руку меняем и подключаем две руки. Такое задание формирует моторные функции и побуждает к речевой активности. Такие визуально-ритмические ряды с губками так же используем для автоматизации звуков (ла-ло-ла-ло) и для отработки звуко-слоговой структуры слова : «ма-ма бе-ги сю-да» и пр.
Игра «Аллея». Используем губки и шпажки для канапе. Сначала сортируем шпажки и берем только те цвета, которые подходят к нашим губкам. И далее каждую шпажку нужно воткнуть в губку соответствующего цвета. Задача не простая, но интересная! Параллельно усложняйте задание: «Возьми зеленый зонтик правой рукой и воткни в желтую губку» и т. д. Такие задания очень полезны для детей, испытывающих трудности в понимании сложных речевых конструкций.
Спилы дерева! Предлагаю использовать еще один интересный материал. Теплые, текстурные, податливые деревяшки, которые так нравятся детям.
Игра «Собери сам». Из спилов делаем любой узор, предлагаем ребенку выложить рядом такой же. Начинайте с двух-трех элементов, постепенно увеличивая количество.
Для формирования ориентации на листе выкладываем спилы по инструкции: «возьми лист, положи кружок в правый верхний угол. Теперь возьми кружок и положи в левый нижний угол» и т. д.
Из спилов выкладывайте образы букв, цифр, используйте как счетный материал.
Не забывайте, что спилы можно раскрашивать! Посмотрите внимательно - на что похож рисунок на спиле дерева. На солнышко? Сову? Гусеницу?
Любой предмет в руках вашего ребенка может стать пособием для развития речи. Главное, чтобы все действия происходили под присмотром взрослого, тогда от таких игр с «не игрушками» будет только польза.