Ольга Бесхмельницина
Развитие речи дошкольников
▼ Скачать
В Государственном образовательном Стандарте дошкольного образования ЛНР указаны целевые ориентиры для дошкольников по художественно-эстетическому развитию, которые предполагают развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Публикация «Развитие речи дошкольников» размещена в разделах
Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Теплов и др.). Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию.
При слиянии произведений литературы и живописи, происходит более полное и глубокое, многогранное восприятие ребенком художественного образа. Изображение обогащается поэтическим текстом и, в свою очередь, слово, сопровождаемое близким по сюжету изображением, более содержательно и образно воспринимается детьми. В процессе художественного восприятия литературных произведений, ребенок усваивает речевые конструкции, а живопись, в свою очередь, стимулирует их применение, а также поиск новых и создание им собственных речевых образов. Взаимодействие искусств (пейзажной живописи и поэтических произведений) выстраивается на принципах объединения и представляет собой процесс взаимопроникновения между видами искусств.
В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Старшие дошкольники учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и давать свою собственную оценку увиденному, придумывать предыдущие и последующие события.
Т. Г. Казакова подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.
Дети старшего дошкольного возраста должны пользоваться высказываниями разных типов - описательными, повествовательными, смешанными. Особенно трудным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по пейзажной картине, так как в пейзажной картине, в отличие от сюжетной, отсутствуют конкретные персонажи.
При формировании у детей умений строить связное высказывание на темы произведений живописи используются разнообразные методические приё мы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия произведению и его объяснение. Проводится запись детских рассказов и чтение их другим детям рассказы по собственным рисункам на тему знакомого произведения, издание книжек-самоделок.
На первой ступени основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями, а так же работа по обучению умению строить предложения разных типов.
Происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используются разнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение.
На второй ступени воспитатель читает подобранный текст, проводит заключительную беседу после чтения. Так как тексты подобраны в соответствии с лексическими темами, то его содержание перекликается и с содержанием картин. Это позволяет сформировать у детей эмоциональное отношение к прочитанному и к произведению изобразительного искусства.
Слова подсказки позволяют детям расширять словарный запас, причем воспитатель включает новые или сложные слова в свою речь до и после занятия (во время индивидуальной работы, бесед на прогулке, в свободном общении).
Веселая игротека заменяет знакомые всем физкультминутки. Ведь во время проведения дидактических игр, разгадывания загадок, соревновательных конкурсов дети находятся в постоянном движении.
Следующая ступень– разучивание стихотворения, которое подбирается также в соответствии с содержанием картины и прочитанного текста. Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Заучивание стихотворений можно продолжить во время работы в «мастерской художника».
«В галерее художника» – заключительный этап занятия. Разработанные задания не сложны, чтобы у детей не возникло перегрузки. Но роль этой работы велика: во-первых – развивается мелкая моторика рук, во-вторых – повышается эмоциональное восприятие занятия.
ТЕМА: Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с произведениями живописи
Задачи:
• развивать умение высказываться связно и образно на тему произведения живописи;
• учить детей составлять рассказ по картине, объяснять выбранный художественный колорит, настроение автора и переданные чувства, соотнося при этом картину с литературным произведением;
• формировать оценочное отношение к произведению живописи
• учить построению высказываний разных типов – описаний, повествований, рассуждений;
• обогащать словарь;.
Использование занимательных игр, интересного дидактического материала как демонстрационного, так и раздаточного характера, создание игровых ситуаций помогает избежать утомляемости и повышает интерес к занятиям.
целостное воздействие на личность через восприятие искусства и действительности и строятся на следующих принципах:
• занятия способствуют общекультурному развитию детей;
• занятия развивают в детях способность воспринимать искусство;
• для приобщения детей к искусству необходима комплексная система работы;
• занятия должны актуализировать включение регионального компонента художественного образования.
Структура занятия.
Вступительная беседа.
– Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы идём прогулочным шагом по цветущему саду.
Открывайте глаза, показ картины, рассказ воспитателя
В апреле 1888 года Ван Гог создает серию полотен с изображением цветущих деревьев. Восхищенный бурным расцветом долгожданной весны, он каждый день рисует в садах и парках.
На этой картине довольно большого размера художник изобразил цветущий абрикосовый сад. Полотно наполнено чувством эйфории, вызванной чистым весенним воздухом и нежностью красок пробудившейся от длинного зимнего сна природы. Небо написано беглыми неупорядоченными мазками, изображающими легкие перистые облака. Земля, написанная теплыми оттенками серого, покрыта небольшими, только что появившимися ростками травы нежного, светло-зеленого цвета. В центр композиции художник помещает тонкое деревце, расцветшее пышным облаком белых цветков, которые почти сливаются с цветом неба. Среди белых лепестков видны светло-зеленые молодые листья.
Художник не использует темных красок. Даже стволы деревьев он рисует нежными оттенками голубого. Благодаря этому картина как будто наполнена воздушной легкостью. Стволы аккуратно высаженных деревьев создают контраст с хаотичными длинными мазками неба, а нежные цветки абрикос на его фоне выглядят как символ легкости, свободы и естественной красоты.
Вопросы по картине:
1. какое впечатление производит картина?
2. какое настроение пытается передать автор?
3. какие ощущения вы испытываете?
4. каков характер произведения?
5. как помогают эмоциональному впечатлению от картины использование определённых цветов в произведении?
Разучивание стихотворения «Луганская весна» А. Фрольченковой
За рекою за Луганью
В бело-розовом тумане
Утонул Камброд-
Это раннею весною
Под лазурью голубою
Абрикос цветёт.
Аромат садов дурманит,
В сказку призрачную манит,
Где любовь живёт…
И дорога лентой вьётся,
Небо радугой смеётся,
Сердце чуда ждёт…
Веселая игротека. Разгадывание загадок о весне. Игровое упражнение «Изобрази».
Дети изображают скворечники, птиц, капель, жучков,пчёл и т. д.
В галерее художника. Дети выбирают по желанию нарисованные контуры весенних первоцветов и раскрашивают их под музыку.
Картина Винсент Ван Гог «Фруктовый сад с цветущими абрикосами»
Слова подсказки: лазурь, аромат дурманит, манит.
Таким образом, в процессе общения с искусством, дошкольник познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений, черпает в них культурные эталоны речевой коммуникации, производит частичный перенос их в повседневную действительность.
В старшем дошкольном возрасте речь ребенка приобретает уже автономный, внеситуативный характер, зачастую предшествует действию и организует его. На шестом году жизни ребенок имеет достаточно богатый словарный запас, полностью овладевает звуковой системой родного языка, усваивает основные грамматические категории и их синтаксическое выражение, что позволяет ему правильно строить свои речевые конструкции и быть понятым не только взрослыми, но и сверстниками.