София Пушкина
Развитие мышления детей с ЗПР в игре «4 лишний»
Развитие мышления детей с ЗПР в игре "4 лишний"
Психолого-педагогические исследования Р. И. Лалаевой; Е. С. Слепович; С. Г. Шевченко и др. отмечают бедность словаря детей с ЗПР, резкое преобладание пассивного словаря над активным, неумение разделять лексические единицы по семантическим признакам, непонимание значения обобщающих слов и их неадекватное употребление, вследствие чего дети не могут дифференцировать обобщающие понятия.
Публикация «Развитие мышления детей с ЗПР в игре „4 лишний“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При этом формирование понятийного словаря у детей с задержкой психического развития является необходимым условием их коррекционно-развивающего обучения. Более того работа по формированию элементарных представлений и понятий дошкольников с ЗПР выступает как одно из основных условий готовности к школьному обучению.
Важно отметить, что трудности формирования понятийного словаря, познавательной и речевой сферы в целом, у данной категории детей самостоятельно не преодолеваются. Поэтому их развитие может быть обеспечено только в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Мы предлагаем серию игр "4 лишний". Эта методика направлена на коррекцию мыслительных операций. Она позволяет развивать процессы анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Игра подразумевает 2 упражнения разного уровня сложности на каждую лексическую тему. В результате игра позволяет решать задачи не только развития мыслительных операций, но расширения и уточнения представлений об окружающем, пополнением активного и пассивного словарного запаса, закрепления основных представлений по каждой лексической теме, но самое важное - отработать обобщающие понятия, сформировать понятийный аппарат.
Инструкция к заданию: «Посмотри на картинки, здесь изображены четыре предмета, 1 - лишний, он к остальным предметам не подходит. Найди его и объясни, почему ты его выбрал?
Тема "Овощи"
Тема "Фрукты"
Тема "Мебель"
Тема "Посуда"
Тема "Транспорт"
Тема "Одежда"
Тема "Животные"
Тема "Насекомые"
Список литературы
1. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, СВ. Зорина. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004 / — 303 с.
2. Рубинштейн С. Я.
3. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М. : ЗАО Изд-во
4. ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. (Серия «Мир психологии»).
5. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : Кн. для учителя. —— Мн. : Нар. асвета, 1989.— 64 с.
6. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. — М. : Школьная Пресса, 2003. — 96 с.