Папки-передвижки

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Яна Романченко
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Василий Сухомлинский

В наше время мы все больше и больше сталкиваемся с детьми, у которых

слабо развита мелкая моторика рук. Многие ученые доказали, что мелкая

моторика и умение разговаривать тесно связана между собой. Все знают о

том, что мелкая моторика очень важна и нужна ребенку. И развивать ее

Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах

необходимо с самого раннего возраста, с новорожденности. По особенностям

развития мелкой моторики малыша в дальнейшем судят о готовности его к

обучению в школьном учреждении. Мелкая моторика развивается

постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он происходит

по-разному, своими темпами.

Почему развитие мелкой моторики столь важно?

Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое

отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, к восприятию.

Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.

Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры,

которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы

влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.

По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об

одном из показателей) о психическом развитии ребенка, о его готовности к

обучению в школе.

Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в

творческом плане.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на

формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры

стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников,

единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна,

поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как

внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,

зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно

еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся

точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также

выполнять различные бытовые и прочие действия.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи

детей прямо зависит от форсированности движений мелкой моторики рук.

Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое

развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения

пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и

ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику

у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее

его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые

расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние

отделы, отвечающие за речь. Таким образом, мы можем построить

следующую цепочку развития : мелкая моторика – речь – восприятие.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из

поколения в поколение передаются забавные народные потешки : «Ладушки ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у

ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Спомощью зрения ребенок изучает окружающую действительность,

контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более

совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных

движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается

больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным

источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая

всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к

пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее

он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить

задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей,

буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих

действий газа помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью

упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за

собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать

их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с

формирование самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие

мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания,

умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от

сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.

Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на

руку взрослого человека, проходит довольно значительное время. Для того чтобы развивать мелкою моторику нужны игры в соответствие с возрастом

ребенка. Игр и упражнений можно придумать множество даже из подручных

материалов, которые найдутся в каждом доме.

Игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у

симпатичного ёжика.

Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких

движений лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения.

Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто –

все подойдет.

Домашняя песочница. Уборки конечно же не избежать, но восторг ребенка, а

также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все

мелкие неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант

мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно, лепка куличиков, а

также творческие наборы для рисования цветным песком.

Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди,

веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.

Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики : расстегиваем и

застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем

крючки, щелкаем кнопочки и проч.

Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из

тарелки (банки) можно руками, можно взять пинцет.

Волшебный мешочек. Эту игру дети обожают, но возрастная планка

начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов

разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и

угадать на ощупь, что именно в его руке.

Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно

использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и

больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка

нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало).

Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте все что найдете – сушки,

макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать

предметы на веревочку – весьма сложное занятие но ребенку будет

интересно, поэтому начинайте с самых простых вариантов.

Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем

пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь

размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько

тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие

крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок.

Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.

Подбираем крышки к банкам. емкости должны быть пластиковыми и разной

формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и т. д. Пусть

ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же,

надеть крышку он тоже должен самостоятельно.

Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша –

пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Можно сделать

картинку засыпать рыбку, или чтоб лодочка поплыла.

Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько

цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно

нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.

Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных

(безопасных) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых

и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).

Музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами.

Основные правила занятий:

Они должны быть регулярные

Начинать нужно с массажа кистей и пальчиков (можно при помощи колючего

мячика или потешки)

Чтобы увлечь ребенка нужно совместить ее с игрой В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую

сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.

Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его

физического развития.

Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно,

придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков,

выполнять сами движение, правильно их совершать.

Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть

постепенным.

Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание

самостоятельно придумать новые упражнения.

Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не

забывайте хвалить ребенка за успехи.

Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если ребенок уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным.

Публикации по теме:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Из опыта работы С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». План работы по самообразованию ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД Цель – развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Игры, направленные на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Суворова М. А., воспитатель МБДОУ детский сад №176 г. Екатеринбург.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием.

План по самообразованию педагога «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Индивидуальный план самообразования на 2019-2020 учебный год Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных пальчиковых игр Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные пальчиковые игры Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев,.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                  «Детский сад №47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 02:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Яна Романченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД