Яна Романченко
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Василий Сухомлинский
В наше время мы все больше и больше сталкиваемся с детьми, у которых
слабо развита мелкая моторика рук. Многие ученые доказали, что мелкая
моторика и умение разговаривать тесно связана между собой. Все знают о
том, что мелкая моторика очень важна и нужна ребенку. И развивать ее
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
необходимо с самого раннего возраста, с новорожденности. По особенностям
развития мелкой моторики малыша в дальнейшем судят о готовности его к
обучению в школьном учреждении. Мелкая моторика развивается
постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он происходит
по-разному, своими темпами.
Почему развитие мелкой моторики столь важно?
Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое
отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, к восприятию.
Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры,
которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы
влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об
одном из показателей) о психическом развитии ребенка, о его готовности к
обучению в школе.
Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в
творческом плане.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на
формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры
стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников,
единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна,
поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как
внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,
зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно
еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся
точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также
выполнять различные бытовые и прочие действия.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи
детей прямо зависит от форсированности движений мелкой моторики рук.
Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения
пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и
ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику
у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее
его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые
расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние
отделы, отвечающие за речь. Таким образом, мы можем построить
следующую цепочку развития : мелкая моторика – речь – восприятие.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из
поколения в поколение передаются забавные народные потешки : «Ладушки ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у
ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Спомощью зрения ребенок изучает окружающую действительность,
контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более
совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных
движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается
больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным
источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая
всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к
пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее
он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить
задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей,
буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих
действий газа помогают рукам. По мнению Монтессори с помощью
упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за
собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать
их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с
формирование самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие
мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания,
умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от
сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.
Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на
руку взрослого человека, проходит довольно значительное время. Для того чтобы развивать мелкою моторику нужны игры в соответствие с возрастом
ребенка. Игр и упражнений можно придумать множество даже из подручных
материалов, которые найдутся в каждом доме.
Игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у
симпатичного ёжика.
Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких
движений лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения.
Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто –
все подойдет.
Домашняя песочница. Уборки конечно же не избежать, но восторг ребенка, а
также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все
мелкие неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант
мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно, лепка куличиков, а
также творческие наборы для рисования цветным песком.
Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди,
веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики : расстегиваем и
застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем
крючки, щелкаем кнопочки и проч.
Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из
тарелки (банки) можно руками, можно взять пинцет.
Волшебный мешочек. Эту игру дети обожают, но возрастная планка
начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов
разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и
угадать на ощупь, что именно в его руке.
Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно
использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и
больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка
нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало).
Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте все что найдете – сушки,
макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать
предметы на веревочку – весьма сложное занятие но ребенку будет
интересно, поэтому начинайте с самых простых вариантов.
Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем
пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь
размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько
тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие
крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок.
Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
Подбираем крышки к банкам. емкости должны быть пластиковыми и разной
формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и т. д. Пусть
ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же,
надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша –
пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Можно сделать
картинку засыпать рыбку, или чтоб лодочка поплыла.
Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько
цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно
нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных
(безопасных) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых
и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).
Музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами.
Основные правила занятий:
Они должны быть регулярные
Начинать нужно с массажа кистей и пальчиков (можно при помощи колючего
мячика или потешки)
Чтобы увлечь ребенка нужно совместить ее с игрой В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую
сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.
Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его
физического развития.
Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно,
придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков,
выполнять сами движение, правильно их совершать.
Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть
постепенным.
Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание
самостоятельно придумать новые упражнения.
Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не
забывайте хвалить ребенка за успехи.
Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если ребенок уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным.