Воронкова Маргарита
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Статья
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки
способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребёнок».
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На сегодняшний день, каждый родитель понимает важность развития мелкой моторики для развития своего ребенка. Доказано, что одним из показателей нормального психологического и нервно-психологического развития ребенка является развитие его руки.
Развитие речи детей и состояние мелкой моторики рук взаимосвязаны с друг другом. При плохо развитой мелкой моторики у деток наблюдается задержка речевого развития. Родители не обращают на это внимание, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются речевые нарушения (проблемы с дикцией, плохая артикуляция и т. д.). Очень важно начинать развивать мелкую моторику с раннего возраста.
Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук.
Преимущества мелкой моторики
-помогает развивать речь.
-повышает работоспособность коры головного мозга.
-развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
-снимает тревожность
Существуют различные способы развития мелкой моторики: игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.); пальчиковые игры; лепка; рисование; массаж пальцев и кистей;
В своей педагогической деятельности, уделяю большое внимание по развитию мелкой моторики. Использую разнообразные формы работы. А именно:
1. Выкладывание узоров, контуров, предметов из различных материалов (спички, макароны, мелкие камешки, различные семена, крупы, бусинки, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок и т. д.);
2. Работа с бумагой (оригами);
3. Различные аппликации (очень часто использую обрывную аппликацию);
4. Различные пальчиковые гимнастики («Капуста», «Семья», и т. д.);
5. Рисование пальчиками, ладошками;
6. Нетрадиционная техника рисования
7. Лепка из пластилина, слоеного теста.
8. Застегивание, расстегивание, различные шнуровки;
9. Штриховка;
10. Массаж ладошек;
11. Раскрашивание;
12. Собирание пазлов;
13. Работа с ножницами (умение вырезать по прямой, различные формы)
В своей работе также использую подручные средства:
-упражнение с прищепками «Ежик» (на вырезанный силуэт ежика, детки прикрепляют прищепки –это иголки ежика)
-игра «Подарок» (в фольге завернуты предметы - надо их развернуть, стараясь не порвать фольгу)
При проведении игр и упражнений соблюдаю следующие принципы:
1. Систематичность проведения;
2. Переход от простого к сложному;
3. Желание ребёнка, эмоциональный настрой, интерес к происходящему;
Упражнений, заданий направленных на развитие мелкой моторики очень много. Главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст и возможности. Развивать мелкую моторику нужно систематически. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Автор статьи:
Воронкова Маргарита Валерьевна
МБДОУ детский сад № 52 г. Новороссийск