МААМ-картинки

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях с применением головоломок

Любовь Галашенкова
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях с применением головоломок
▼ Скачать + Заказать документы

Логическое мышление позволяет достигать успеха во всех сферах жизни – учебной, личной, финансовой, профессиональной. Это связано с тем, что оно позволяет понять причинно-следственные связи, определить, как лучше поступить в той или иной ситуации. Вот почему логическое мышление необходимо развивать с детства.

Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях с применением головоломок» размещена в разделах

В данной статье рассматривается наш опыт развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в МДОУ «Детский сад №24» Киришского муниципального района Ленинградской области.

Высокую эффективность в нашей работе показал такой метод, как решение дошкольниками головоломок. Работа проводится нами по системе «Мир головоломок : смарт-тренинг для дошкольников». Головоломки представляют собой одновременно и упражнения на развитие логического мышления, и дидактические игры, что повышает интерес детей к таким занятиям.

Головоломки, которые мы предлагаем детям, имеют три уровня сложности: легкий, средний и сложный. Особенность системы состоит в том, что в каждом наборе сразу несколько игровых заданий. Кроме того, их можно дополнять самостоятельно. Рассмотрим некоторые задания, которые мы предлагаем детям.

В геометрической головоломке «Складушки» перед детьми девять квадратов, на углах которых изображены части цветных кругов. Детям нужно так соединить друг с другом квадраты, чтобы получился законченный рисунок. Например, дети могут сложить два одинаковых по цвету круга из шести квадратных фишек; сложить два круга, ориентируясь на подбор по цвету боковых деталей; сложить из восьми фишек разных цветов три круга; составить рисунок из кругов, которые совпадают по цвету.

В головоломке «Слагалица» есть набор геометрических фигур и карточек, на которых изображены рисунки животных, предметов и т. д. Детям предлагается из фигур составить изображения, ориентируясь по карточкам. Например, детям предлагается поиграть в логическую игру «Собери по схеме домик»; составить по словесному описанию, образцу или по памяти силуэты; собрать ракету с опорой на карточку-образец; создать рисунок по собственному замыслу.

Интерес у детей вызывает и головоломка «Репка», в которой нужно из 12 деревянных элементов разнообразной формы сложить рисунки по образцу, по памяти или ориентируясь на свое воображение. Например, дошкольник составляет силуэт по схеме, у которой есть частичное контурное деление на геометрические формы или отсутствует контурное деление; составляет образы из 6-12 деталей.

В головоломке «Гала-Куб» детям нужно создать объемные постройки из кубиков и параллелепипедов, выполняя задания педагога (по замыслу или по иллюстрации).

В головоломке «Осенний кубик» дети из деревянных элементов составляют объемные конструкции, соединяя, разъединяя и переставляя детали головоломки.

Чтобы вызвать у детей интерес к решению головоломок (решить дидактическую задачу, мы предлагаем детям игровую задачу. Как правило, придумываем какую-то проблемную ситуацию. Например, в лесу произошел пожар и некоторые деревья сгорели. Чтобы спасти лес, нам нужно посадить новые деревья, а для этого – собрать фигуру «Дерево» по образцу, решить головоломку «Слагалица». Так дети начинают выполнять игровые задания с интересом, потому что у них появляется игровая цель. Предлагаем детям решать головоломки как индивидуально, так и в подгруппах по 2-4 детей.

Мы предлагаем детям решать головоломки по-разному. Рассмотрим подробнее.

Самый простой вариант – решение головоломок по образцу. Мы решаем головоломку, а дети повторяют решение (складывают детали так, как сложил педагог). Другой вариант – дети выполняют игровое задание по памяти: дети рассматривают образец, который создан педагогом, а потом воспроизводят его по памяти.

Мы заметили, что больше всего детям нравится решать головоломки по схеме. Дети смотрят на схему, которая изображена на карточке, и решают головоломку самостоятельно. Когда у детей возникают трудности, мы применяем метод наложения : дети накладывают детали на схему.

Чтобы логическое мышление развивалось, необходимо постепенно усложнять задания для детей. Поэтому мы применяем также упражнение «Создай новый образ». Дети самостоятельно придумывают изображения, которые они складывают из деталей головоломок. Так у детей развивается не только логическое мышление, но и творческое воображение. Иногда мы предлагаем детям соревновательные задания «Кто быстрее создаст фигуру?», «Самая оригинальная постройка» и т. д.

Детям также очень нравятся головоломки «Лабиринты» и словесные игры-головоломки. Дети на плоскости проходят лабиринты с одним входом и одним выходом, с разным количеством тупиков (до десяти в зависимости от сложности головоломки). Применяем словесные игры-головоломки «Да – нет», шарады, ребусы, загадки с нестандартным решением.

Для дополнительной мотивации детей мы применяем «Книгу успеха». В ней представлены условные обозначения, с помощью которых дети оценивают свою работу: получилось решить головоломку самостоятельно, с помощью воспитателя или не получилось и т. д.

В своей работе мы учитываем методические рекомендации по проведению с дошкольниками дидактических игр, развитию логического мышления. В частности, ценными являются исследования А. В. Белошистой 1, Л. Н. Вахрушевой 2, И. И. Казуниной 3 и др.

Наш опыт показывает, что головоломки являются хорошим средством развития логического мышления детей в старшем дошкольном возрасте. Головоломки также развивают воображение, творческий подход к решению задач. Когда головоломки предлагаются детям в игровой форме, они вызывают повышенный интерес.

Литература

1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников. – М. : ИНФРА-М, 2022. – 300 с.

2. Вахрушева Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. – М. : Форум, 2019. – 188 с.

3. Казунина И. И. Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. – М. : ВОО «Воспитатели России», 2021. – 154 с.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик»Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик» Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях с применением головоломок
Опубликовано: 14 января 2024 в 14:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях с применением головоломок» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Галашенкова (УИ 68938) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД