Елена Румянцева
Развитие интереса у детей 6–7 лет к декоративно-прикладному искусству на примере народных промыслов
▼ Скачать + Заказать документы
Румянцева Е. Ю.
Воспитатель ГБДОУ № 46
Компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербург.
Консультация для педагогов.
Развитие интереса у детей 6-7 лет к декоративно - прикладному искусству
на примере народных промыслов.
Публикация «Развитие интереса у детей 6–7 лет к декоративно-прикладному искусству на примере народных промыслов» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Дошкольное детство — важный этап социального развития личности. Воспитание познавательных интересов - важная составная часть воспитания личности ребёнка. Проблема формирования познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству рассматривается мной в качестве значимого аспекта его развития.
Сегодня особое значение приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. Воспитание познавательных интересов - важная составная часть воспитания личности ребёнка. Процесс познавательной активности строим с учетом “внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях” (М. Лисина).
Проблемой познавательного интереса занимались многие отечественные и зарубежные психологи, такие как Рубинштейн С. А., Фрейд З., Морозова Н. Г., Щукина Г. И. В исследованиях выявлены особенности проявления познавательных интересов (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. И. Логинова, Л. М. Маневцова, Н. Н. Подъяков и др.).
Познавательный интерес придаёт мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает её продуктивность. Интерес заставляет ребёнка активно стремиться к познанию, а также способствует формированию нравственных качеств. В настоящее время резко снизилась роль значения таких понятий, как патриотизм, чувство национальной гордости. Поэтому важно возникновение познавательных интересов к истории народной культуры. В этой связи, особый интерес представляет развитие познавательного интереса как «пускового механизма» освоения представлений о народных промыслах.
Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства, включающего создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начале 20 в. также с художественным конструированием.
Каждый раз, встречаясь с разными произведениями декоративно- прикладного искусства, дети будут осваивать их образный язык, открывать для себя смысл, который несут декоративные элементы и благодаря которым вещь становится художественной и ценной. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном подъёме, ожиданию удовольствия от предстоящей деятельности, желании узнать больше о предмете интереса, в стремлении продолжать работу, а также наличие вопросов познавательного характера (В. Ф. Максимович, М. Р. Белоусов, Е. В. Гайманова, Н. Р. Казанская и др.) Эти исследователи занимались одним из видов нормы народной педагогики, которым следовали родители – давали свои результаты. Взрослые строго соблюдали последовательность в работе с детьми, превращая её в своеобразный трудовой ритуал, в закон мастерства, передаваемый из поколения в поколение. Известны многие талантливые семьи мастеров, где интерес ребёнка воспитывался собственным примером родителей : косторезов Гурьевых, Шубиных, Шашениных; богородской резьбы – Чушкиных, Устратовых, Шишовых, Рыжовых, Потаповых, Морозовых; хохломской росписи – Красильниковых, Тюкаловых, Подоговых и др.
Преимуществами в процессе развития познавательных интересов в приобщении детей к народным промыслам, по мнению исследователей В. М Вишневской, Н. И Каплан, С. М Буданова является то, что «Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого, в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом». В настоящее время начинает угасать интерес к истокам народной культуры. Недостаточно изучено развитие познавательных интересов в процессе приобщения дошкольников к истории возникновения народных промыслов, используют преимущественно репродуктивные методы и приемы; недостаточно «задействованы» приемы, обеспечивающие развитие интересов.
Я попыталась изучить возможности развития интереса у старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов).
Актуальность этой проблемы определяется рядом факторов:
1) встречаясь с разными произведениями декоративно- прикладного искусства, дети будут осваивать их образный язык, открывать для себя смысл, который несут декоративные элементы и благодаря которым вещь становится художественной и ценной.
2) Познавательный интерес проявляется в эмоциональном подъёме, ожиданию удовольствия от предстоящей деятельности, желании узнать больше о предмете интереса, в стремлении продолжать работу, а также наличие вопросов познавательного характера.
3) Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого, в соответствии с представлением о добре и красоте.
4) Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом.
Актуальность исследования обусловлена тем, что требует решения проблема угасания интереса к истокам народной культуры. Недостаточно изучено развитие познавательных интересов в процессе приобщения дошкольников к истории возникновения народных промыслов, используют преимущественно репродуктивные методы и приемы; недостаточно «задействованы» приемы, обеспечивающие развитие интересов.
Объектом моего исследования стало приобщение старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Предметом исследования стало развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов) у старших дошкольников.
Задачи:
1. Определить психолого-педагогические подходы к проблеме развития познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов).
2. Выявить особенности освоения старших дошкольников и особенности проявления интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов).
3. Разработать и апробировать педагогическую технологию развития познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов) у старших дошкольников.
Я считаю, что в старшем дошкольном возрасте возможно развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов, и данный процесс будет более эффективным при следующих условиях:
1. последовательной и усложняющейся работе по развитию интереса у старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов);
2. осуществление в сочетании обогащения опыта восприятия декоративно-прикладного искусств (на примере народных промыслов) и активизации художественной декоративной деятельности;
3. развитие компонентов познавательного интереса в единстве (волевых, когнитивных, эмоциональных, творческих);
4. организации разных форм детской деятельности в процессе освоения декоративно-прикладного искусства;
5. использования разнообразия предметов декоративно-прикладного искусству с различной росписью; создание ситуаций, обеспечивающих развитие умений декорирования, освоение способов заполнения основ, а также развитие эстетических способностей
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили подтвердить выдвинутую гипотезу. Актуальность проблемы обусловлена тем, что воспитание познавательных интересов – одна из важных составных частей воспитания личности ребёнка. Процесс познавательной активности строится с учетом внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях. В связи с этим, целью моего исследования было изучить возможности развития интереса у старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов).
Результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение возможностей развития устойчивого познавательного интереса и анализ полученных данных показал низко-средний уровень развития. Большинство дошкольников находились на 1 и 2 уровне его освоения. Дети проявляли ситуативной интерес и некоторые (отрывочные) представления о предметах декоративно-прикладного искусства, не понимали в целом образность и выразительность предметов декоративно-прикладного искусства;
Были недостаточно хорошо сформированы умения задавать вопросы, только треть детей проявляла познавательную активность. На занятии были эмоциональные реакции в процессе познания только нового или необычного. Обнаружен низко-средний уровень освоения декоративно-прикладного искусства. У большинства детей сформированы необобщенные представления о декоративно-прикладном искусстве, дети путали промыслы, не каждому предмету могли определить назначение, не проявляли самостоятельность при выделении стилевых особенностей, испытывали затруднения в понимании технологии изготовления. Выявлен относительный и ситуативный в целом интерес детей к декоративно-прикладному искусству и деятельности. Большинство детей отвечали, что любят рассматривать данные предметы. Чуть меньше половины детей могли самостоятельно назвать промыслы, припоминая их название, но значимо, что только треть детей могла соотнести название промысла и воспринимаемый предмет, что показало низкий уровень освоения.
Детям нравились украшенные предметы, они замечали их красоту, праздничность, стремились дотронуться, проиграть (обыграть); в целом эмоциональные проявления позитивны; однако, суждения и оценки очень относительны (неразвернутые, носили «назывательный» характер, схематические описания декорированных предметов, бедность ассоциаций. Значимо, что в самостоятельной деятельности проявление интереса к данным предметам декоративно-прикладного искусства носило непродолжительный характер. Анализ показал, что более хорошие результаты дети показали в задании «Рассмотрим предметы», что показывает наличие некоторых конкретных представлений о декоративно-прикладном искусстве, успешность при пояснении конкретных образов, средств выразительности (по наглядной опоре). В то время как обобщение данного опыта является относительным (результаты задания 1, без опоры на конкретный предмет, дети затруднялись рассуждать о декоративно-прикладном искусстве.
Анализ данных показал, что причинами выявленных особенностей познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству явились особенности педагогических условий: недостаточный уровень представлений педагогов по проблеме; отсутствие конкретных и обобщенных представлений о возможных технологиях, методах и приемах. Анализ планирования педагогической работы по данному направлению показал, что недостаточность общих представлений педагогов оказало влияние на определение последовательной работы по данному направлению. Анализ предметно - развивающей среды показал достаточно благополучное материальное и эстетическое наполнение группы и ДОУ в целом.
Данные эксперимента позволили утверждать, что при соблюдении определенной системы педагогических условий у дошкольников можно развить устойчивый познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству старших дошкольников.
Это определило задачи, этапы и содержание преобразующего эксперимента.
Например, Федор Ш. в процессе рассматривания предметов, с интересом вертел предметы в руках: «Здорово! Какие необычные! А из чего они сделаны? А зачем вы принесли? Мы играть будем», Миша К. сказал восхищённо ”Ой как интересно! А что мы ещё будем делать!”
“А как они свистят?”, “Я хочу посвистеть”. “Ух ты!”, “Можно я потрогаю!”, “А из чего она сделана?” “А мы такие будем делать?”
Илья О. “Я ещё хочу таким позаниматься!”
Согласно этому:
Развитие интереса к декоративно-прикладному искусству предполагал :
- обогащение опыта ребёнка,
- способность распознавать некоторые виды народных промыслов, использование накоплено опыта в самостоятельной деятельности,
- развитие умения детей создавать интересные образы,
- умение видеть особенности материала,
- проявление творчества
- развитие устойчивого познавательного интереса.
1 этап имел цель - ознакомление старших дошкольников с различными видами декоративно-прикладного искусства; 2 этап имел цель - развивать когнитивные способности, эмоциональный интерес, волевые качества и творческие способности;
3 этап имел цель - поощрять проявления всех сторон познавательного интереса в ходе ознакомления использования в своей деятельности декоративно-прикладного искусства старшими дошкольниками.
Для благоприятной творческой обстановки в группе использовались традиционные и нетрадиционные методы и приё мы: например разные направления в музыке, как народной, так и классической. Огромное количество иллюстраций и предметов декоративно-прикладной деятельности, силуэты из картона и трафареты декоративно-декоративно прикладных предметов, журналы, раскраски. Разные виды глины. Использование слайдов и различных алгоритмов. Дидактические игры. Проведение творческих вечеров и досугов с родителями. Использовалась Театрализованная атрибутика (сарафаны, рубашки- косоворотки, Би-ба-бо Петрушка – зазывала на ярмарку, русские-самовары для чаепития, На первом занятии «Веселая ярмарка» дети познакомились с некоторыми видами народных промыслов, узнали историю создания предметов декоративно-прикладного искусства, историю украшения; пытались самостоятельно украсить предложенные заготовки предметов, но у них получалось это с трудом. Некоторые дети не могли различать похожие виды промыслов по стилевым признакам (например, Каргопольские и Филимоновские игрушки).
Но, несмотря на трудности, дети заинтересовались историей создания предметов, стали рассматривать иллюстрации и предметы разных видов промыслов, чтобы найти схожесть и различия рисунка. А также назначение разных предметов и использование их в быту. Сначала распределение предметов по группам у детей вызывала определенные сложности: дети не знали, как и что нужно делать, как сортировать предметы, убирать лишние по материалу (например, керамика, глина или дерево, затруднялись в использовании моделей техники Триз, какой материал взять, чтобы получился необходимый образ. Детям требовалось пояснение и разъяснение. Занятия вызывали у детей огромный интерес. Дети контрольной группы очень хотели принять участие в работе, некоторые дети подходили по несколько раз и просили, чтобы им тоже дали что-нибудь пораскладывать. Следующим шагом стало разучивание различных потешек, придумывание загадок, составление рассказов и волшебных сказок о предмете, а также освоение работы с глиной.
Занятия: «Мастерская свистулек», Особенно сильно детей заинтересовало занятие «Елочка-красавица», на котором дети должны были самостоятельно украсить елочку необычными игрушками, выполненных различными материалами. В конце занятия все ребята показывали друг другу свои работы, утверждая, что «Моя ёлочка самая красивая». «Посуда». Дети самостоятельно придумывали сюжет, выбирали предложенный материал и располагали его в соответствии со своим замыслом. На занятии по теме: «Весёлые игрушки» дети самостоятельно подбирали иллюстрации с изображением декоративно-прикладной игрушки к предложенной музыке или потешке. Все дети справлялись с заданиями, активно в них участвовали, творили. Некоторые дети не хотели заканчивать игру, просили еще дать картинки и включить музыку. На этом же этапе проводилась серия совместной игровой деятельности «Ярмарка чудо-узоров». Здесь детям предлагалось в игровой форме обыграть товар. Выступить в роли коробейников, расхвалить свой товар покупателю, а это, в свою очередь, говорит о большой заинтересованности детей. Дети были активными, придумали каждому предмету рекламу. После того, как все товары были распроданы, устраивались хороводы и чаепитие с самоваром и блинами,
При выборе формы, размера и материала для украшения предмета, дети придумывали название своему изделию (например : “Весёлые свистульки”, “Озорные козлики”, “Барышни”, “Чудо-мебель” и т. д.). Для детей и родителей был объявлен конкурс по теме: «Весёлая ярмарка пришла». Дети и родители проявили активность и творчество при выполнении работ. Была организована выставка работ. Дети проявляли гордость, показывали свои работы другим ребятам, по несколько раз подводили родителей к стенду, организована выставка детских рисунков «Путешествие в мир игрушки».
Результаты контрольного этапа показали эффективность данной работы.
Таким образом, экспериментальные результаты позволяют подтвердить гипотезу исследования, что
В старшем дошкольном возрасте возможно развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов, и данный процесс будет более эффективным при следующих условиях.
Результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение возможностей развития устойчивого познавательного интереса и анализ полученных данных показал низко-средний уровень развития у старших дошкольников познавательного интереса, в том числе к декоративно-прикладному искусству.
Большинство дошкольников находились на 1 и 2 уровне его освоения. Дети проявляли ситуативной интерес и некоторые (отрывочные) представления о предметах декоративно-прикладного искусства, не понимали в целом образность и выразительность предметов декоративно-прикладного искусства;
Были недостаточно хорошо сформированы умения задавать вопросы, только треть детей проявляла познавательную активность. На занятии были эмоциональные реакции в процессе познания только нового или необычного. Обнаружен низко-средний уровень освоения декоративно-прикладного искусства. У большинства детей сформированы необобщенные представления о декоративно-прикладном искусстве, дети путали промыслы, не каждому предмету могли определить назначение, не проявляли самостоятельность при выделении стилевых особенностей, испытывали затруднения в понимании технологии изготовления. Выявлен относительный и ситуативный в целом интерес детей к декоративно-прикладному искусству и деятельности. Большинство детей отвечали, что любят рассматривать данные предметы. Чуть меньше половины детей могли самостоятельно назвать промыслы, припоминая их название, но значимо, что только треть детей могла соотнести название промысла и воспринимаемый предмет, что показало низкий уровень освоения.
Детям нравились украшенные предметы, они замечали их красоту, праздничность, стремились дотронуться, проиграть (обыграть); в целом эмоциональные проявления позитивны; однако, суждения и оценки очень относительны (неразвернутые, носили «назывательный» характер, схематические описания декорированных предметов, бедность ассоциаций. Значимо, что в самостоятельной деятельности проявление интереса к данным предметам декоративно-прикладного искусства носило непродолжительный характер. Анализ показал, что более хорошие результаты дети показали в задании «Рассмотрим предметы», что показывает наличие некоторых конкретных представлений о декоративно-прикладном искусстве, успешность при пояснении конкретных образов, средств выразительности (по наглядной опоре). В то время как обобщение данного опыта является относительным (результаты задания 1, без опоры на конкретный предмет, дети затруднялись рассуждать о декоративно-прикладном искусстве.
Анализ данных показал, что причинами выявленных особенностей познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству явились особенности педагогических условий: недостаточный уровень представлений педагогов по проблеме; отсутствие конкретных и обобщенных представлений о возможных технологиях, методах и приемах. Анализ планирования педагогической работы по данному направлению показал, что недостаточность общих представлений педагогов оказало влияние на определение последовательной работы по данному направлению. Анализ предметно - развивающей среды показал достаточно благополучное материальное и эстетическое наполнение группы и ДОУ в целом.
Результаты исследования показали возможность развития устойчивого познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству старших дошкольников и позволили наметить следующие этапы. 1 этап имел цель - ознакомление старших дошкольников с различными видами декоративно-прикладного искусства; 2 этап имел цель - развивать когнитивные способности, эмоциональный интерес, волевые качества и творческие способности; 3 этап имел цель - поощрять проявления всех сторон познавательного интереса в ходе ознакомления использования в своей деятельности декоративно-прикладного искусства старшими дошкольниками. Для благоприятной творческой обстановки в группе использовались традиционные и нетрадиционные методы и приё мы: например разные направления в музыке, как народной, так и классической. Огромное количество иллюстраций и предметов декоративно-прикладной деятельности, силуэты из картона и трафареты декоративно-декоративно прикладных предметов, журналы, раскраски. Разные виды глины. Использование слайдов и различных алгоритмов. Дидактические игры. Проведение творческих вечеров и досугов с родителями. Театрализованная атрибутика.
Результаты контрольного этапа показали эффективность данной работы.
Таким образом, экспериментальные результаты позволяют подтвердить гипотезу исследования, что в старшем дошкольном возрасте возможно развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству (на примере народных промыслов).