Анастасия Медведева
Развитие чувства ритма у дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах
Созданию творческой атмосферы на занятиях, приобщению детей к музыкальной культуре, развитию у них музыкального вкуса и способности слышать музыку способствует игра на детских музыкальных инструментах как один из видов музыкально-исполнительской деятельности.
Публикация «Развитие чувства ритма у дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современными исследованиями потверждается, что игра на детских музыкальных инструментах способствует эстетическому развитию ребёнка, развитию внимания, способствует общему развитию ребёнка. Кроме того, игра на детских музыкальных инструментах воздействует на творческую фантазию, развивает музыкальную память и чувство ритма.
Качества характера, которые дети приобретают во время музицирования в оркестре, послужат отличным фундаментом для формирования высоконравственного человека. Игра в оркестре побуждает детей с оптимизмом относиться к своим способностям и возможностям и ощущать радость совместной игры.
Чувство ритма – это музыкальная способность, без которой практически невозможна ни одна музыкальная деятельность. Ритм – это один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма у дошкольников – важнейшая задача педагога.
Ансамблевое музицирование и игра на детских музыкальных инструментах помогают развивать чувство ритма. Обучаясь такими видами исполнительской деятельности, дошкольники знакомятся с миром музыки и узнают красоту звучания различных инструментах. У них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, также дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструменте.
Швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950) стал основоположником современной теории ритмического воспитания. Он считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Продолжил его теорию немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982) - один из создателей института в Зальцбурге, разрабатывающего проблемы детского музыкального воспитания «Моцартеума» или Академии музыки и изобразительного искусства туда входит Институт К. Орфа.
Большое внимание К. Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т. е. усвоения ритмов через звучащее слово : воробей, кошечка и т. д Прежде чем овладеть приёмам игра на детских музыкальных инструментах, по методика К. Орфа элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. Он вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Н. Александровой, Е. В. Коноровой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым. М. Т. Картавцева считает, что именно дошкольный период является наиболее сентизивным для развития чувства ритма и, если не руководить развитием ребенка, эти спонтанные проявления останутся нереализованными.
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Первые музыкальные впечатления стараюсь дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (погремушки, ложки, кубики). Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В средней группе впервые начинаем обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с
Для игры на ДМИ используются следующие приё мы звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.
Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.
Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяем моделирование их с помощью больших и маленьких кружочков или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, выкладываем его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей: четверти обозначаются слогом «та», а более короткие восьмые – слогом «ти». Широко применяю прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.
После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках.
В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. Усложнение заданий в процессе работы над освоением ритмического рисунка простейших попевок может, осуществляется в следующей последовательности:
1. восприятие детьми попевки в исполнении педагога;
2. выразительное произнесение текста попевки ребёнком;
3. ритмизация текста с акцентами на сильные доли;
4. пропевание попевки с одновременным прохлопыванием её ритма;
5. выбор музыкального инструмента ребёнком и воспроизведение попевки на инструменте;
6. ансамблевое музицирование с педагогом (педагог исполняет всю фактуру музыкального произведения, ребёнок с помощью ударных инструментов выделяет сильные и слабые доли или весь ритмический рисунок попевки и т. д.).
Развивающая среда также обеспечивает музыкально - эстетическое развитие детей. Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносим их в свободное от занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение и чувство ритма.
Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, но и совершенствовать музыкальный слух. Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.