Альфина Хайруллина
Статья: Психолого-педагогическое сопровождение развития внимания детей старшего дошкольного возраста
Статья :Психолого-педагогическое сопровождение развития внимания детей старшего дошкольного возраста
Хайруллина Альфина Наильевна
КОУВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Сегодня вопросы, связанные с психолого-педагогическим сопровождением старших дошкольников, активно изучаются, исследуются и внедряются в практику ДОУ.
Публикация «Статья: Психолого-педагогическое сопровождение развития внимания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая стенгазета» февраль 2020
Для успешного обучения в школе старшие дошкольники должны иметь хорошо развитые познавательные психические процессы, в том числе и внимание.
Психика старшего дошкольника отражает окружающий нас мир через органы чувств, но качество восприятия объектов неодинаково, потому что оно напрямую связано со степенью развития внимания детей – сосредоточенностью и направленностью их психической деятельности на что-то или на кого-то, а, как мы знаем, сосредоточенность и направленность – это два основных признака внимания.
Как психический познавательный процесс внимание занимает особое место среди психических явлений, потому что именно благодаря ему старшие дошкольники способны познавать окружающий мир во всей его красе, полно и ярко.
Успешная подготовка детей к будущей учебной деятельности и труду без развития внимания на должном уровне просто немыслима.
В процессе ортогенеза у детей кроме непроизвольного внимания формируется особый вид внимания, связанный с волей, сознательной целью, речью, обусловленный социальными факторами (прежде всего, обучением и воспитанием) и называемый произвольным.
На наш взгляд, именно эта произвольность и позволила вниманию занять особое положение среди других психических познавательных процессов.
Данное явление обусловлено, прежде всего, тем, что произвольное внимание является регулятором познания, выполняя роль внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения, что улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование.
Вопросами развития внимания занимались как отечественные, так и зарубежные психологи и педагоги : Б. М. Величковский, Л. С. Выготский, И. Е. Высоков, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Ю. Д. Канеман, А. Р. Лурия, У. Найссер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Т. Рибои др.
Основы внимания как познавательного психического процесса :
Этимологически существительное «внимание» включает в себя греческие, латинские и древнерусские корни, так как данный термин:
1. Происходит от двух древнегреческих слов – или, что значит предупреждение и, которое переводится на современный русский язык как рассмотрение чего-то с особой заинтересованностью.
2. Перефразированные латинские attento и attenzioni также обозначают особый интерес к любой рассматриваемой проблеме.
3. Интересно и происхождение данного термина с точки зрения русской этимологии, потому что оно с первого взгляда образовано от глагола «внимать», то есть слушать. Но в свою очередь глагол «внимать» образован от древнерусского слова «имати» (брать, взять) путем прибавления префикса «вън», что на современный русский можно перевести, как обращать все свое внимание на восприятие чего-либо, прислушиваться.
Но внимание-это не только заинтересованность в чем то, восприятие чего либо, но это познавательный психический процесс.
Как познавательный процесс внимание также занимает особое место, потому что:
Во-первых, без внимания невозможна никакая качественная гносеологическая (то есть познавательная) деятельность человека, так как именно внимание, - как отмечает В. М. Величковский, - «облегчает все этапы познавательной деятельности человека: ввод, оценку информации, фиксацию нового знания в своем опыте».
Во-вторых, внимание, как познавательный процесс, включает в себя два основных элемента - направленность и сосредоточенность. Направленность с помощью таких органов чувств, как зрение, слух, вкус, осязание, обоняние помогает процессу внимания избирать (привлекать) и сохранять то, что нужно человеку в определенный период времени. Сосредоточенность помогает человеку углубиться в деятельность, то есть поддерживать его активность на нужном уровне определенное время. Отсюда мы можем сделать вывод, что, как высказывается В. Д. Былин, «направленность и сосредоточенность не идентичны, но крепко связаны между собой».
В-третьих, как и все познавательные психические процессы, внимание имеют свои механизмы образования, но, к сожалению, они еще не до конца изучены, так как очень сложные. Простейший механизм процесса внимания - это взаимодействие между возбуждением и торможением, врожденным ориентировочным рефлексом.
В-четвертых, сложность механизмов образования внимания привела к появлению разнообразных теорий внимания. Эмоциональный подход к пониманию внимания пропагандировал Т. Рибо, считая, что «внимание связано с эмоциями, движениями и вызывается ими, так как между эмоциями, движениями и произвольным вниманием есть тесная зависимость»,«непроизвольное же внимание всецело зависит от аффективных состояний». Второй подход выдвигали ученые И. Герберт и У. Гамильтон, которые считали, что более интенсивные представления подавляют менее интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание.
В принципе все теории можно объединить в три группы:
1. Внимание как селекция (выбор одного объекта из множества, что интересно описал Н. Ф. Добрынин в своей статье «О селективности и динамике внимания».
2. Внимание как умственное усилие или ресурсы, где красной нитью проходит мысль о важности распределения ресурсов в связи с задачей. Лидером данного направления является Д. Кинеман, изложивший свое понимание механизмов внимания в книге «Внимание и усилие.
3. Внимание как перцептивное действие, которое включает прием, отбор информации, конструирование, модификацию образа и т. д. воплотил У. Найссер в своем труде «Познание и реальность» .
В-пятых, внимание выполняет определенные, присущие только ему функции, и это: 1) обнаружение сигнала, 2)бдительность, избирательность, направленность внимания или поиск (отбор материала, 3) распределяемость, целенаправленность внимания (сосредоточение, удержание, переключение, 4) активность внимания (поддержание работоспособности, интенсивности, прочности, 5) регуляция и контроль деятельности (интеграция, замещение, отожествление, расширение и углубление знаний).
В-шестых, внимание имеет свои критерии (признаки, выделенные Ю. Б. Гиппенрейтер, которые помогают узнать, внимателен ли старший дошкольник в данный момент времени или нет: 1) феноменальный, как ясность и отчетливость объекта, 2) объективный и продуктивный, как состояние внимания и его результат, 3) познавательный и мнемический, как сосредоточение и направленность, 4) избирательность, как восприятие части информации.
В-седьмых, внимание имеет свои виды. Существует несколько подходов к их классификации: 1. Исходя из ведущего анализатора (слуховое, зрительное, кинетическое, вкусовое и т. д.) 2. Исходя из направленности внимания (внешнее, внутреннее и пограничное). 3. Исходя из механизма образования (природное, социально-обусловленное). 4. Исходя из волевого усилия (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное).
В-восьмых, внимание имеет только ему присущие свойства, которые можно сгруппировать в зависимости от направленности внимания – на один или несколько объектов. Это устойчивость, концентрация (сосредоточенность, избирательность, распределение, интенсивность, отвлекаемость, объем, возможность переключения.
«Устойчивость внимания определяется длительностью концентрации внимания на объекте и противостоянии отвлечению», - как пишет И. Е. Высоков. Вторят ему Ю. Б. Дормашев и В. Я. Романов и отмечают, что «устойчивость как качество внимания дает возможность человеку проникать в тайны вселенной, познавать предметы и явления, двигать науку и технику вперед». Устойчивость внимания поддерживают и не очень сильные раздражители, например, негромкая приятная музыка. Сильные же раздражители, наоборот, отвлекают внимание, что соответствует теории доминанты Ухтомского. Естественно, устойчивость внимания зависит и от возраста человека : у детей дошкольного возраста устойчивость внимания ниже, чем у школьников или у взрослых людей.
«Сосредоточенность (или концентрация) внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на объектах. Это удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение объекта в качестве понятия из общего представления о мире. Это умение отвлечения от всего того, что мешает продуктивной деятельности», - говорит Е. Н. Каменская. Т. Д. Марцинковская отмечает, что «физиологической основой сосредоточенности является иррадиация нервных процессов в коре головного мозга и ограниченность доминанты как господствующего очага возбуждения».
«Избирательность внимания, - указывает Р. С. Немов, - это способность выделять значимые объекты, задачи, активизируя только те функциональные системы, которые обеспечивают преимущественное восприятие значимого объекта при игнорировании других. Данная способность компенсирует ограниченные ресурсы внимания и небеспредельные возможности его распределения». На избирательность внимания влияет : 1) интерес и необходимость, 2) постановка цели, 3) структурное преобразование информации, так как с хаотичной информацией работать очень тяжело.
«Распределение внимания — это одновременное успешное выполнение нескольких различных видов деятельности, концентрация на нескольких объектах», Распределение внимания и определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Скорость данного перехода зависит: 1) от содержания видов деятельности (лучше, когда они противоположные, 2) от уровня усвоения умения, то есть превращения умения в навык, привычку,3) от сложности деятельности и т. д.
«Интенсивность (или напряженность) внимания, - говорит А. А. Реан, - это степень направленности внимания с одновременным отвлечением от всего другого, что не связано с поставленной перед человеком задачей. Физиологической основой интенсивности внимания является резко выраженная доминанта, поэтому человек не обращает ни на что другое внимание кроме своей деятельности».
«Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой», - пишет А. Г. Маклаков, - и оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью». Отвлекаемость может быть внешней, которую вызывают предметы или явления, появляющиеся внезапно, и внутренней, возникающей из-за стресса, переживаний, болезни, эмоций, неинтересной работы, недисциплинированностью, проблем с волей и т. д. Физиологическая основа внешней отвлекаемости - отрицательная индукция торможения и возбуждения, вызванная предметами или явлениями, которые не связаны с выполняемой человеком деятельностью. Физиологическая основа внутренней отвлекаемости — торможение, связанное с утомлением нервных клеток.
«Объем внимания,- как пишет Р. С. Немов, - это то количество информации, объектов, действий и т. д., которое может одновременно восприниматься или сохраняться человеком». Человек не может воспринять сразу много информации, запомнить много объектов, действий, поэтому он вынужден делить на части эту информацию, объекты, действия. Объем внимания связан с развитием всех познавательных психических процессов у человека (особенно памяти, восприятия, мышления, зависит от объектов или явлений, которые он воспринимает, задач, поставленных перед ним, характера самой деятельности.
«Переключаемость внимания определяется способностью быстро переходить от одного объекта к другому», - указывает В. Н. Дружинин. «Переключение внимания выражается или в произвольном, сознательном, волевом перемещении его с одного предмета на другой, или просто в быстром переходе от одной деятельности к другой, тогда можно говорить о гибкости внимания, - пишет А. А. Крылов. «Физиологической основой осмысленного переключения, - отмечает Е. И. Рогов, - является перемещение доминанты по коре головного мозга». Но переключение внимания может осуществляться и непроизвольно, тогда можно констатировать, что внимание человека неустойчивое.
В первую очередь к концу дошкольного возраста увеличивается временной промежуток длительности самого процесса внимания, что способствует совершенствованию всех его видов и свойств.
«Так младшие дошкольники обычно рассматривают привлекающие их внимание картинки 8 секунд, а дошкольники старшего возраста в состоянии сосредотачивать свое внимание на объекте уже 20 секунд», - пишет А. А. Реан, и это приводит к повышению качества зрительного внимания старших дошкольников, а именно его: концентрации и увеличения объема одновременно воспринимаемых предметов детьми.
«Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов», - говорит Т. П. Завьялова, что способствует улучшению избирательности, распределения внимания. Также увеличивается объем внимания : старшему дошкольнику по плечу действия уже не с одним, а с 2-5 предметами.
Выполняя задания, ребенок 6 лет может сохранять внимание уже около 15 минут, что уменьшает отвлекаемость внимания, способствует увеличению его интенсивности, совершенствованию возможности его переключения. Аналогичная тенденция обнаруживается и в выполнении детьми трудовой и учебной деятельности.
У детей 5-7 лет выделяют 3 основных вида внимания :
- непроизвольное (возникает без усилий воли, как бы само собой);
- произвольное (требует от ребенка волевых усилий, ему приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо, что нужно делать);
- послепроизвольное (развивается в результате продуманной работы, когда у ребенка возникает интерес, появляется увлеченность, вдохновение, снимается волевое напряжение) .
Переход от непроизвольного к произвольному вниманию связан с увеличением временного промежутка протяженности самого процесса внимания, о чем мы уже говорили. Благодаря этому увеличению в процессе взросления дети в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени. У них появляется возможность возникновения и развития новой формы внимания – произвольного, зачатки которого обнаруживаются еще у дошкольников младшего и среднего возраста, к 6 же годам сдвиги в развитии произвольного внимания уже достаточно велики. Конечно, произвольное внимание не появляется ниоткуда по мановению волшебной палочки. И даже само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного, потому что произвольное внимание не может появиться само собой, оно может формироваться только благодаря целенаправленному руководству взрослых, которые помогают ребенку сосредоточиться.
Отсюда можно резюмировать, что произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание
Это направление и организация способствует пониманию того, что «основное изменение в необходимости развития внимания в старшем дошкольном возрасте как раз и состоит в том, что дети впервые под руководством взрослого (педагога, психолога, родителей) начинают управлять им, сознательно направляя его на определенные предметы и удерживая его на них, таким образом, способствуя возникновению произвольного внимания», - пишет И. В. Стародубцева» .
«Способность к управлению вниманием у старших дошкольников развивается следующим образом :
I. Сначала педагог-психолог, педагог, родители. при помощи ряда стимулов и средств направляют внимание ребенка, руководят его вниманием, то есть дают ребенку средства, с помощью которых он впоследствии сам овладевает своим вниманием :
А) Самым доступным средством для управления вниманием, которым пользуются взрослые, является жест (указывание пальцем).
Б) Следующим средством является слово, которое на первых этапах сопровождает жест.
В) Более сложными средствами, которые осваивает ребенок, являются условные знаки (цвет, форма, геометрические фигуры, которые указывают на объект, требующий внимания», - отмечает Н. М. Пылаева.
II. «В конце дошкольного возраста, - указывает Е. О. Севостьянова- дети могут усваивать знаки-символы, в которых зашифрована информация о нужном объекте, являющиеся общепризнанными эталонами, управляющими вниманием (светофор, знаки-указатели входа и выхода, дорожные знаки и др.)
III. Переход или врастание этих знаков во внутренний психический план поднимает ребенка на следующую ступень развития его внимания - появление элементов произвольного внимания, которое пока еще пользуется вспомогательными знаками-средствами».
И именно благодаря такому руководству к старшему дошкольному возрасту намечается резкий переход от непроизвольного к произвольному вниманию, что способствует улучшению качества таких свойств внимания, как: устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, интенсивность, возможность быстрого переключения.
Необходимо отметить, что, если в начале дошкольного возраста у малыша преобладает непроизвольное внимание, то к 5-6 годам все больше и больше проявление внимания носит произвольный характер. И это, конечно, нужно учитывать при развитии внимания. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Педагог может использовать в своей работе следующие игры на развитие внимания
Игры на развитие внимания
1 Произвольность внимания
Игра «Гимнастика внимания»
Игра «Самый внимательный»
Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить»
Игра «Летает – не летает»
Игра «Что нового?»
Игра «Слово заблудилось»
Игра «Рыба, птица, зверь»
2 Устойчивость внимания Игра «Найди ошибки»
Игра «Будь внимателен к словам»
Игра «Стаканчик»
Игра «Разведчики»
Упражнение «Ладошки»
Упражнение «Снежный ком»
Игра «Запутанные линии»
Игра «Барабашка»
Игра «Доббль»
Игра «Перемешка»
3 Концентрация (сосредоточенность) внимания
Игра- упражнение «Сравни предметы»
Упражнение «Счастливые хрюши»
Игра «Найди фото»
Игра «Лабиринты»
4 Избирательность внимания
Игра «Овощи-фрукты»
Игра «Повторяй за мной»
Игра «Летает, прыгает, плавает»
Игра «Зимующие и перелётные птицы»
Упражнение «Запретное движение»
Игра «Поезд»
Игра «Внимательные ребята»
Игра «Скажи наоборот»
Игра «Веревочка»
Игра «Огуречик – огуречик»
5 Распределение внимания
Игра «Лови - не лови»
Игра «Найди фото»
Игра «Зоопарк»
Игра «Лапушка-кисонька»
Игра «Назови животных»
Игра «Строители»
Игра «Чего не стало»
Игра «Что прибавилось»
Игра «Подбери деталь»
Игра «Перепутаница»
6 Интенсивность (активность) внимания
Игра «Пишущая машинка»
Игра «Колпак мой треугольный»
Игра «Менялки»
Игра «Броуновское движение»
Игра «Зеваки»
Игра «Ищи безостановочно»
Игра «Гляди, сколько нужно»
Игра «Разные животные»
Игра «Кто за кем?».
Игра «Кто быстрее соберет?»
7 Отвлекаемость внимания
Игра «Найди два одинаковых предмета»
Упражнение «Выкладывание из палочек»
Игра «Найди отличия»
Игра «Витрина магазина»
Игра «Сад-огород-лето-поле»
Игра «Без чего предмет»
Игра «Загадочная картинка»
Игра «Найди 2 одинаковых предмета»
«Подбери пару»
Упражнение «Не скажем, но покажем»
8 Объем внимания
Игра «Самый внимательный»
Игра «Художник»
Упражнение «Повторяй за мной»
Упражнение «Нанизывание бусинок»
Упражнение «Выкладывание узора из мозаики»
Игра «Исключение лишнего»
Упражнение «Скопируй»
Игра «Что лишнее»
Игра «Картинки-половинки»
«Сказочники»
9Переключение внимания Игра «Зоопарк»
Игра «Съедобное - несъедобное»
Игра «Овощи-фрукты»
«Рассмотри картинку»
«Расставь геометрические фигуры»
«Обезьянка»
«Лесенка»
«Разведчики»
«Хитрый счет»
«Хамелеон»
10 Развитие зрительного внимания Игра «Сделай так же»
Игра «Разведчики»
Упражнения:
«Сделай как у меня»
«Расставь как было»
«Дорисуй»
«Найди отличия»
«Срисовывание по клеточкам»
Игра «Кто быстрее»
Игра «Кто спрятался?»
Игра «Найди лишнее»
11 Развитие слухового внимания
Игра «Испорченный телефон»
Игра «Корова с колокольчиком игра «Слушаем слова
Игра «Нос-пол-потолок»
Игра «Самые внимательные»
Игра «Что звучало?»
Игра «Что в коробке?»
Заключение
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Определено, что внимание - это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Оно включено во все психические процессы, но выделить и изучить его в чистом виде нельзя, хотя без хорошо развитого внимания продуктивная и эффективная деятельность других психических познавательных процессов невозможна.
2. Отмечено, что внимание связано с определенными физио-логическими явлениями. В первую очередь – это два процесса, протекающие в коре головного мозга – возбуждение и торможение, но в появлении внимания имеют большое значение и еще два феномена: иррадиация нервных процессов и доминанта. Большое значение для понимания внимания имеет также ориентировочный рефлекс, который представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды и является первичной физиологической основой внимания. Внимание имеет также и свою собственную типологию критериев.
3. Установлено, что имеются разные виды внимания : непроизвольное, произвольное, после произвольное, чувственное, интеллектуальное и другие виды внимания.
4. Отмечено, что в дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных психических процессов, в том числе и внимания, которое носит в основном непроизвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых, поэтому возможности произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Но, несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание.
5. Установлено, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью детей и существенно влияет на развитие внимания дошколят, так как даже старшим дошкольникам трудно сосредоточиться на чем-то однообразном и скучном. А вот в процессе интересной для них игры (дидактической, подвижной, словесной, музыкальной и т. д.) внимание может быть достаточно устойчивым, так как игра является основным фактором развития не только внимания, но и всех психических познавательных процессов и речи в этом возрасте.