Веденеева Олеся Валентиновна
Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте происходят большие изменения в психическом развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная активность, формируются пространственные представления. Важное качественное приобретение дошкольного возраста - появление игры как первого и основного вида совместной деятельности детей.
Интенсивное развитие всех психических функций и расширение круга практической деятельности формируют у дошкольника познавательное отношение к окружающей действительности.
Публикация «Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст характеризуется и интенсивным развитием личности ребенка. Начинается развитие воли, формируется внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенствуется внимание, закладываются основы нравственного развития личности.
К концу дошкольного возраста формируется готовность к школьному обучению.
При проведении обследования дошкольников следует соблюдать все условия, которые обеспечат более объективную оценку их состояния.
Психологическое обследование начинается с беседы с ребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.
При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования : уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности - игровой, а также типичных видов деятельности - конструирования и рисования.
У детей 3-4-х лет оценивается психоэмоциональный статус, который характеризуется физическим и психическим состоянием.
Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т. д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.
Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т. д.
Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков.
Важной задачей обследования детей 4-5-го года жизни является изучение уровня развития их ориентировочно-познавательной деятельности. Именно ориентировочно-познавательное действие становится основной структурной единицей познания.
Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4 - 5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).
При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования : сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях - методом зрительной ориентировки.
Главная цель обследования детей 7-го года жизни - целенаправленное изучение их психологической готовности к школьному обучению.
Понятие "психологическая готовность к школе" включает в себя несколько важных компонентов: познавательную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в форме "обучающего эксперимента", а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как проблемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.
Такой подход к оценке действия ребенка позволяет определить не только "актуальный" уровень развития, но и потенциальный, т. е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка.
Для обследования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.
Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат : владение правилами поведения, умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности.
Важным условием психологической готовности к школе является также владение некоторыми элементарными учебными навыками - звуковым анализом слова, чтением, вычислительными навыками. Важна также готовность руки к письму, определенный объем знаний и представлений об окружающем мире.
Обязательным компонентом психолого-педагогического изучения ребенка дошкольного возраста является обследование состояния речи.
Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.
Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности.