Марина Апаназова
Конспект занятия «Камешки» по формированию исследовательского поведения детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Камешки».
Автор: Апаназова Марина Николаевна
педагог-психолог МБДОУ № 236 г. Кемерово.
Цель: содействие в развитии познавательного интереса дошкольников.
Задачи приоритетной образовательной области.
Познавательное развитие: расширять кругозор; развивать любознательность и познавательные процессы: восприятие, память, мышление, - слуховое внимание, сосредоточение, математические представления; формировать первичные представления о себе и сверстниках, свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Задачи образовательных областей в интеграции.
Публикация «Конспект занятия „Камешки“ по формированию исследовательского поведения детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие: содействовать в развитии социальной компетентности: установление контакта, положительного отношения к себе и сверстникам, произвольного поведения, выражение чувств речевым и пантомимическим способом, адекватной самооценки.
Речевое развитие: стимулировать полилог детей в обсуждении содержания и действий, в которые они вовлечены; активизировать словарь; формировать грамматический строй речи; вербализировать математические знания.
Физическое развитие: способствовать развитию координации движений крупной и мелкой моторики, саморегуляции собственных действий и двигательной активности, сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
Художественно-эстетическое: развивать интерес к эстетической стороне предметного мира; содействовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений; формировать рефлексивные умения : выражение индивидуальных эмоциональные предпочтений пребывания в кругу сверстников и взрослых с помощью продуктивной и речевой деятельности.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.
Предпосылки учебной деятельности: формирование познавательных интересов и потребности в получении новой информации, начальных знаний о себе, о социальном и природном мире, в котором он живет; мотивирование к принятию собственных решений, на основе наблюдений, своих знаний и умений в различных видах деятельности; использование речи для выражения своих мыслей, чувств, желаний; овладение детьми общими способами действий: умение слушать и слышать взрослого, умение действовать согласно правилу, образцу, отделять свои действия от действий других детей; формирование потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми и подчинять свое поведение обстоятельствам, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Оборудование для педагога: колокольчики с различным звучанием; эфирное масло или веточка хвойного дерева; шкатулка с разнообразными небольшого размера минералами и изделиями из камня, подчё ркивающие естественную красоту природного материала или эстетичность рукотворного мира: медальоны, подвески, ключики, животные и т. д. (10 и более шт., коллекция камней различной природы.
Оборудование для детей : столы и стулья, альбомный лист и наборы цветных восковых карандашей по количеству участников.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Ритуал начала занятия «Колокольчик».
Переливчато звучат колокольчики - дети собираются в круг.
Приветствие «Мы сегодня лёгкие, как пёрышки!».
Психолог (ведущий)
- Здравствуйте, мальчики и девочки. Давайте поприветствуем друг друга. Предлагаю встать парами по кругу.
Показ ведущего.
- Мы произносим наше традиционное приветствие: «Мы сегодня лёгкие, …- и поворачиваясь, в паре, лёгким движение правой руки касаемся кончиками пальцев друг друга, - и продолжаем - как пёрышки!».
Команды ведущего.
-А сейчас ласково и нежно вместе: «Мы сегодня лёгкие, … повернулись, подняли правую ручку и коснулись пальчиками ваших рук - как пёрышки!».
- «Смена – перемена» - поменялись друг с другом местами, чтобы получились новые пары.
- И сейчас весело и задорно вместе: «Мы сегодня лёгкие, …. как пёрышки!».
- Молодцы! А сейчас мы с вами выполним упражнение, которое повышает внимание, настроение и работоспособность.
Упражнение «Лучики настроения».
Дети остаются в круге.
Психолог (ведущий)
- Вы любите запахи природы? Они бываю разные: приятные и не очень, горькие и сладкие, знакомые и неизвестные.
- Я предлагаю вам сейчас попробовать определить один из них.
- Протяните все вместе одну руку ладошкой вверх в центр круга, так чтобы кончики пальцев сошлись вместе, как лучики, а я своей ладошкой прикрою их.
Ведущий быстрым движением берёт, приготовленную веточку хвойного дерева, сжимает её и кладёт в круг из детских ладошек, прикрывая её своей ладошкой (запах уже распространится).
- Кому знаком этот запах?
Ведущий поддерживает полилог детей : «как в бане пахнет маслом», «Новый год», «ёлка», «у нас на даче», «спинку мама мажет»,- одобрением на всём протяжении беседы.
- Это запах хвои. Хвоинки – это очень узкие листочки, как иголочки. И деревья, на которых растут хвоинки, а не листочки, называются…
Ведущий даёт возможность детям самостоятельно ответить.
- Хвойные – это верный ответ! А какие хвойные деревья вы знаете?
Ведущий поддерживает ответы детей : кедр, сосна, ель…
- А вы знаете, какими полезными свойствами для нашего организма они обладают? Ответы детей : при простуде, гриппе…
- Да, повышает сопротивляемость нашего организма к болезням (иммунитет).
- А ещё эти удивительные растения, их аромат, улучшают память, внимание и физическую активность.
- Мы вдохнули запах хвои и подзарядились бодростью и отличным настроением, и готовы проверить наше внимание и ловкость. Садимся на ковёр по кругу.
Функциональные упражнения
Дети присаживаются на ковре по кругу.
Психолог (ведущий)
- Я буду говорить и показывать движения, а вы внимательно слушайте и повторяйте движения. Готовы?
Каждое упражнение повторяется 6-8 раз.
«Здравствуйте».
- Расположите правую руку перед собой. Поочерёдно соедините в кольцо большой палец руки с указательным, потом со средним, безымянным, мизинцем, приговаривая: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте», - точно так же как принято приветствовать друг друга у нас в обществе.
- Молодцы! Сделали на правой руке, теперь повторим эти же движения пальцев на левой.
Для усложнённого варианта задания ведущий предлагает выполнить движения одновременно двумя руками, под речевую инструкцию взрослого или самостоятельно.
«Лягушки».
- Положите руки перед собой. Одну сожмите в кулак, другую ладошкой вниз. По команде: «Ква!»- поменяйте положение рук и откройте кулак другой руки. Ой, какие ловкие! А лягушки – кулачки – какие воспитанные, квакают по очереди, внимательно друг друга выслушивая.
Для усложнённого варианта задания ведущий предлагает следить за дыхание и «квакать» на выдохе, одновременно меняя положение рук «кулак-ладошка».
«Кулак- ребро-ладонь».
- Руки перед собой. Ладонь правой руки по команде «Кулак!» сжимаем в кулак, по команде «Ребро!» разворачиваем в горизонтальную плоскость «ребром» большим пальцем вверх, по команде «Ладонь!» кисть руки поворачивается расправленной ладошкой вниз.
Упражнение выполняется правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
- В следующий раз я вас познакомлю и с другими упражнениями на координацию и ловкость рук, которые помогут нам не только дружить со своим телом, но и развивать памяти и внимания. А сейчас, давайте поиграем.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Упражнение «Тишина»
Дети присаживаются на ковре по кругу.
Психолог (ведущий)
- А что такое тишина?
Ведущий поддерживает полилог детей.
- Да, это когда вокруг нас не слышно звуков.
- Как вы думаете, а в детском саду бывает полная тишина? Давайте послушаем – всего полминутки – 30 секунд.
- Раз, два, три расскажи!
Ведущий по кругу спрашивает каждого ребёнка, что он слыша, обращая внимание на звуки в самой комнате, за дверью, за окном на улице.
- Вот какая пощница – тишина! Чтобы тебя услышали, оказывается не надо кричать, можно просто тихо друг с другом разговаривать. Сейчас мы это попробуем сделать в следующем игровом задании.
Игровые задания «Шкатулочка»
Психолог (ведущий)
- В тишине, по очереди, каждый открывает шкатулочку, выбирает предмет, берёт его в руки и передают его рядом сидящему ребёнку с торжественным видом, сосед принимает предмет как подарок и благодарит наклоном головы, улыбкой и кладёт этот предмет-подарок около себя. И тут же выбирает предмет для своего соседа, дарит его. И всё повторяется вновь – подарок принимается с благодарностью и выбирается другой предмет для следующего игрока и так пока шкатулочка не вернётся к первому игроку – шкатулка закрывается.
Ведущий сопровождает инструкцию к заданию показом своих действий с предметом и соответствующей мимикой. Во время игры тоже старается помочь ходу игры с помощью направляющих движений или шёпота. После завершённого круга, когда шкатулку закрыли, ведущий задаёт вопросы.
- Кому понравилось дарить подарки, а кому получать? А может просто выбирать?
- Кто запомнил, какие подарки получили дети? Кто запомнил все подарки и готов их назвать? Сколько всего было подарено предметов? Кто первый подарил, а кто последний?
Ведущий выбирает ребёнка вначале с высоким уровнем запоминания слов, а потом по желанию, и даёт более сложные задания.
- Петя, тебе посложнее задание: закрыть глаза и назвать всех детей, которые сидят в кругу, назвать только мальчиков или только девочек, или все подарочки.
- Что за предметы оказались в шкатулочке? Игрушки – зверушки? из камня?
Ведущий по кругу или по произвольному выбору составляет беседу по каждому камню или изделию, выбранного в качестве подарка, для всех детей, отвечает на вопросы.
Ведущий повторяет серию вопросов на закрепления информации и для тренировки памяти.
- Положите все предметы в центр круга.
- Покажите минералы, найдите гальку, где же здесь ювелирные изделия или другие фигурки (что было заготовлено педагогом).
- Покажите «отгадку», например: фиолетовый, круглый, гладкий, самый большой (форма, цвет, размер, тактильное ощущение, - правильно аметист и т. д.
- Запомните расположение предметов и их количество. Закройте глаза – (быстрым движением убираем, меняем местами фигурки или поворачиваем один из объектов относительно себя, открываем глазки и говорим о том, что изменилось.
- Возьмите в руки свой подарок и запомните свои ощущения (форма, цвет, размер, тактильное чувство). Положите. Сядьте удобно, закройте глаза и откройте свою ладонь. Я положу в неё подарочек, ваша задача догадаться – ваш это подарок или нет. А кто хочет усложнить себе задание, может ещё и сказать, чей он!
- Молодцы, все угадали! А сейчас соберем предметы в шкатулочку и поиграем.
Подвижная игра на внимание «Жук жужжит…»
Дети стоят в кругу.
Психолог (ведущий)
- Предлагаю игру «Жук жужжит». Жук –это игровой персонаж, который хочет нас познакомить с богатой цветовой гаммой природы, на примере цветных камушков. Первый раз Жуком буду я, а затем кто запомнит стишок или по желанию.
Жук жужжит: «Я шёл и шёл.
Красный камешек нашёл.
Раз, два, три.
Красный камень покажи»
Ведущий высыпает в центр круга камни самых разнообразных цветов и оттенков, специально окрашенных. Вместе со словами показывает движения.
- Жук жужжит: «Я шёл и шёл. Красный камешек нашёл».
Все дети идут по кругу, а на последнем слове останавливаются и поворачиваются в центр.
Ведущий говорит, что торопиться не надо и показывает направление движения.
- Двигаться будем осторожно, аккуратно. Так, чтобы не задеть друг друга. Делаем три шага назад на счё т: раз, два, три.
- А теперь по команде: «Красный камень покажи!» - делаем три шага (по одному на каждое слово) вперёд к центру и показываем камешек именно названного цвета!
- Жук одобряет верный выбор и для каждого ребё нка подбирает похвалу: «Умница, молодец, правильный выбор, отлично, верно, точь в точь и т. д.»
Ведущий предлагает на роль Жука следующего участника. Выбор цвета произвольный. Дети играют самостоятельно или с помощью взрослого.
- Порадовали мы Жука разноцветным выбором оттенков и знанием всех цветов радуги! А сейчас, пришло время самим порисовать цветными карандашами, да не простыми, а восковыми! Почему? Зачем?
- Всё расскажу и покажу, проходите и садитесь за столы.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Рисование «А по камушкам…».
Психолог (ведущий)
- Перед вами альбомный лист и карандаши. Тема вашего рисунка «А по камушкам…».
- Сегодня вы держали в руках самые разные камушки. Они отличались по цвету, форме, размеру и по тактильным ощущениям: холодные, тёплые, шершавые, гладкие. Форму, цвет и размер вы легко изобразите, а вот тактильное чувство вам поможет отразить именно восковой карандаш, он может передать текстуру камня и даже его теплоту или прохладу.
– Нарисуйте камень как вы его представляете, место где он находится (луг, дорога, у водоёма, под водой и т. д.). Приступаем к работе.
Ведущий продолжает беседу во время деятельности детей.
- Оказывается при соприкосновении или на небольшом расстоянии, даже с закрытыми глазами человек может определить цвет – по теплоте, которую он излучает: оттенки красного наиболее горячие, жёлтый и зелёный - нейтральные, а оттенки синего прохладные. Учёные называют такое чувство «кожным зрением»!
Ребёнок с готовым рисунком рассказывает, что и почему он это нарисовал. Ведущий поощряет высказывание детей одобрительными и заинтересованными в сюжете откликами. На листе с рисунком делает запись названия сюжета со слов ребёнка, например такие детские версии: «Каменное царство» или «Я и камень», или «Волшебный алмаз».
Когда все дети закончили рисовать, ведущий предлагает проверить теорию теплых и холодных цветов.
- Положите рисунки перед собой, ещё раз рассмотрите, запомните, что красные оттенки – тёплые, синие – холодные, другие нейтральные, закройте глаза. Я поменяла ваши рисунки, опустите руки перед собой на лист бумаги и ощупью найдите наиболее окрашенный участок – ваш камешек.
- Что вы чувствуете? Тепло или прохладу? Как вы думаете, какой цвет ощущают ваши ладони, это ваш рисунок, камень или нет? (Ответы детей)
- Открываем глаза и сравниваем. Угадали? Не! Да? Это наша первая попытка, если мы потренируемся, то сможем даже поиграть дома с родителями «Кто точнее угадает цвет?».
- Дома можно вырезать одинакового размера фигуры (квадратные, круглые, др., например 10 на 10 см, из разноцветной бумаги, или самим раскрасить листочки, скрепить скрепкой или степлером и, листая, запоминать ощущения от цвета, а потом угадывать.
Ритуал «До скорой встречи»
Психолог (ведущий)
- Наше занятие подошло к концу.
Ведущий отмечает достижения каждого ребёнка
- Мне понравилось, как вы сегодня занимались. Петя был очень внимательным, Ваня и Саша угадали аромат в упражнении «Лучики настроения», а Витя сегодня ловко справился с пальчиковой гимнастикой! и т. д.
- А какое задание тебе (имя ребёнка) запомнилось, что тебе (имя ребёнка) показалось самым лёгким, а тебе самым трудным (имя ребёнка, а каким интересным делом вы хотели бы ещё раз заняться?
- Вот и замечательно! Я приглашаю вас на следующее занятие! До скорой встречи! Не забудьте поиграть с мамой и папой.
Литература
1. Матвеев В. О. Загадки и резервы психики. – Свердловск: Изд. Уральского Университета, 1990 – 240 с.
2. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2002 — 128 с.
3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений М. : Издательский центр «Академия», 2001 - 208 с.