Анна Канцевич
Профилактика профессионального выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Найти свое призвание: с радостью бежать на работу, жадно впитывать и внедрять новые идеи и методы, чувствовать, что приносишь реальную пользу людям. Это ли не мечта многих? Но проходит 2, 3, 5 лет и вместо радости приходят раздражение, скука и равнодушие. На смену былому подъему и энтузиазму приходит постоянное чувство разбитости, усталости и бессилия. Возникает ощущение бессмысленности собственной работы, да и жизни в целом. Все чаще происходят «срывы» по пустякам, хочется побыть одному и побездельничать, уже становится круг друзей и хобби, все чащи напоминает о себе здоровье. Неужели все мы ошиблись с выбором профессии? По мнению исследователей, эмоциональному выгоранию не случайно подвержены именно представители помогающих профессий, от которых ежедневно требуются коммуникабельность, эмпатия, принятие индивидуальных особенностей собеседника, гуманизм и милосердие.
Публикация «Профилактика профессионального выгорания педагогов» размещена в разделах
Термин профессиональное выгорание возникло в психологии не так давно. С недавних пор он все чаще звучит с экранов телевизоров, встречается в известных публичных изданиях, его используют психологи и психиатры разных стран. Те люди, чьи профессии связаны с общением, подвергаются признакам постепенного эмоционального (профессионального) выгорания. Изучение данной проблемы начались в 70-х годах XX века. К руководству службы США психологической и социальной поддержки населения поступили жалобы на снижение продуктивности работы сотрудников и увеличение их раздражительности. Изучение данного явления привело психологов и медиков к открытию особой формы стресса общения, которую американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг и предложил называть выгоранием. В нашем случае оно подчёркивает зависимость уставших специалистов от работы. На сегодняшний день выделено несколько групп риска, к которым относятся люди, предрасположенные к профессиональному выгоранию : специалисты, которым необходимо в связи с работой длительное время интенсивно общаться с большим количеством различных людей (знакомых и незнакомых); специалисты, чьи индивидуально-психологические особенности не слишком согласуются с необходимостью постоянно взаимодействовать с людьми; особенно быстро «выгорают» застенчивые, склонные к замкнутости и концентрации на своём внутреннем мире интроверты; люди, испытывающие постоянные межличностные и внутри личностные конфликты, связанные с работой; женщины, которые переживают противоречие между работой и семьёй или работают в условиях жёсткой конкуренции с мужчинами и вынуждены постоянно доказывать свою профпригодность; профессионалы, работающие в условиях острой нестабильности; профессионалы, в течение длительного времени оказывающие помощь жертвам чрезвычайных ситуаций и людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт -часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки -это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое «эмоциональное» выключение человека получило название «синдром эмоционального выгорания».
По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание-это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание-это своеобразный уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование, при этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.
Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, к коллегам по работе.
Профессиональному выгоранию наиболее подвергаются педагогические сотрудники, которым характерно излишнее стремление быть замеченным или наоборот не видимым, стремление совершать все отлично или не стараться никак. Риску подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию эмоционального выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах.
Профессия – педагог наиболее подвластна профессиональному выгоранию, так как носит более насыщенное и напряженное психологическое и эмоциональное состояние. На сегодняшний день синдром профессионального выгорания удостоен диагностического статуса. Психологическое состояние педагога прямо пропорционально психологическому состоянию и здоровью его воспитанников.
Любая критическая ситуация– это стресс, требующий от педагога больших психологических и физиологических затрат. Стресс накапливается и рано или поздно представители педагогических профессий из-за постоянных перегрузок начинают испытывать эмоциональное, физическое и умственное истощение. Наблюдая за работой педагогов в ДОУ, понимаешь, что данная специальность сопровождается переживанием различных эмоциональных состояний, что оказывает прямое влияние на снижение работоспособности и вероятности возникновения и дальнейшего развития симптомов профессионального выгорания.
Звучит как приговор, но к счастью «спасение утопающих» и в этом случае на 90% - «дело рук самих утопающих». В самом общем виде список факторов, снижающих риск эмоционального выгорания, сводится к следующему:
*соблюдение оптимального режима труда и отдыха;
*поддержание здоровья и хорошей физической формы (сбалансированное питание, физическая активность и т. д.);
*освоение приёмов релаксации и саморегуляции;
*наличие творческих хобби;
*поддержка социального окружения (семья, друзья и др.);
*поддержка профессионального сообщества (обучение, конференции и т. п.).
В нашем образовательном учреждении мы ведём работу по профилактике профессионального выгорания по трем направлениях работы.
Первое направление работы – это организация деятельности. Руководство нашего учреждения принимает меры, для возможности карьерного и профессионального роста сотрудников, а также способствует налаживанию дружеской атмосфере в коллективе и повышению личностной и групповой мотивации сотрудников.
Второе направление профилактической работы – это улучшение психологического климата в коллективе (создание комфортной с психологической точки зрения обстановки для сотрудников). Это подразумевает создание сплоченного дружного коллектива, способного работать как единый механизм, состоящий из взаимозаменяемых людей, оказывающих друг другу помощь и поддержку. Для данного направления работы, мы организуем команднообразующие тренинги.
Деятельность педагога в большей мере основана на личном энтузиазме. Поэтому немалую роль играет возможность самостоятельно принимать решения, т. е акцент в системе межличностных коммуникаций нужно сместить с внешнего контроля на личную совесть каждого человека.
Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно избежать многих стрессовых реакций.
Третье направление работы по профилактике профессионального выгорания – это работа с индивидуальными особенностями. По данному направлению в нашем образовательном учреждении мы проводим индивидуальные консультации, тренинги и беседы.
Профессиональное выгорание следует искоренять на корню. Поэтому в перспективе работы нашего учреждения по данному направлению - введение в образовательные программы базовые техники тайм менеджмента, а также ознакомление педагогов с методиками, повышающими уровень самооценки.
С другой стороны наличие симптомов эмоционального выгорания это хороший повод пересмотреть и переоценить свою профессиональную жизнь, чтобы сделать ее более интересной, ресурсной, продуктивной и долгой.