Марина Горева
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для личностного роста педагогов и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Задачи:
1. Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом «эмоционального выгорания»;
2. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.
3. Формировать профессиональные качества : коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Ход тренинга.
Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание —
пепел после фейерверка (А. Лэнгли)
Что такое эмоциональное выгорание (ЭВ) вы сможете прочитать где угодно. Однако я все же расскажу вам.
Синдром эмоционального выгорание – это защитная реакция, сигнальная система организма, которая говорит нам – что-то идет не так. Внимание!
Официальное определение, которое мне кажется наиболее лаконичным и внятным:
- вид профессиональной деформации, реакция организма возникающая в следствии воздействия профессиональных стрессов. Является защитной реакцией организма. Проявляется в следующих симптомах:
1. Эмоциональные (скудный спектр эмоций, пессимизм, цинизм, безразличие, усталость, беспомощность, раздражительность, тревога, истерики);
2. Поведенческие (работа более рабочего дня, несчастные случаи, импульсивность);
3. Интеллектуальные (подавление интереса к новому в работе, скука, тоска, апатия, предпочтение стандартным шаблонам, рутина, формальность);
4. Социальные (низкая социальная активность, падение интереса к досугу, общение только на работе, недостаток поддержки со стороны друзей и родных);
5. Психофизиологические (усталость, нарушения сна, головные боли и прочие психосоматические проявления).
Тренинги или любые другие формы профилактики эмоционального выгорания для меня – это прежде всего:
1. Забота о себе, время для себя, приятности, удовольствие;
2. Организация качественного и концентрированного контакта с самим собой, со своим внутренним миром, потребностями, бессознательным, приближение к подлинности; и с другими людьми, организациями;
3. Творческий процесс.
Самое главное в профилактике и восстановлении – это услышать и помочь самому себе, так как именно для вас это является наиболее подходяще.
И сейчас я хотела бы напомнить вам поговорку «Кто умеет отдыхать, тот умеет работать». Это вовсе не значит, что нужно придаваться праздному образу жизни. Это значит, что невозможно продуктивно работать без отдыха, иначе однажды вы закончитесь… И то что отдыхать тоже целая наука!
А теперь начинаем наш тренинг.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здравствуйте».
Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.
Материалы: мячик.
Инструкция: Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне ( Например: здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)
Основная часть.
1. Сообщение цели.
Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Участники тренинга будут иметь возможность поделиться и обменяться между собой знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения.
Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
На нашей встрече мы немного поразмышляем, немного отдохнём, восполним энергию для дальнейшей работы.
Тренинговая форма работы требует доверия к группе, поэтому нам нужно выработать общие правила для работы.
2. Введение правил работы:
-Правило «здесь и теперь».
Во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь.
- Искренность и открытость.
Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Каждый имеет право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
- Говорю за себя «Я». Все высказывания должны строиться с использованием «я».
В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т. п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы».
- Активность. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники.
-Безоценочность суждений.
-Внимательно слушать.
- Не перебивать.
- Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
- Правила приняты. Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.
3. Упражнение «Картинка».(5 мин)
Цель: упражнение направлено на раскрепощение, сплочение, неформальное общение, самосознание.
Материалы и оборудование: Педагогам раздаются картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.
Инструкция: «Выберите 1 или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или она вам просто понравилась».
- Расскажите, почему вы выбрали эту картинку.
Ожидаемый результат: педагоги эмоционально раскрепощаются, становятся сплоченнее.
4. Психологическая игра (15 мин)
Цель — развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога — метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором — процесс совместного творчества
Необходимое оборудование: листы бумаги формата А 4 и авторучки по числу участников.
Первый этап. «Жизнь — это.»
Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры — это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.
А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир.
Попробуем и мы с вами поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.
Психолог раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.
1-е задание
Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной. с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания. (3–4 минуты)
-А сейчас желающие могут озвучить свои определения.
(Жизнь — это винегрет эмоций, мыслей и поступков.
Жизнь — это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.)
2-е задание
Теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры. (3-4 мин)
(Жизнь — это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.
Жизнь — это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.)
3-е задание
Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений. (3-4 мин)
Жизнь — это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.
4-е задание
Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.
После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь — это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце — и то не всегда».
Подведение итогов
По завершении игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:
– Что было для вас трудным? Интересным
– Что нового вы узнали о себе? О других?
–– Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?
– Что этому помогло или помешало?
– Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?
5. Упражнение «Откровенно говоря» (5- 7 мин).
Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.
Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
-Оказывается, мы все очень похожи и проблемы наши тоже очень похожи.
6. Упражнение «Портрет педагога в начале года и в конце года»
-А сейчас я предлагаю вам разделить на 2 группы и собрать картинки из частей.
Как вы думаете, на кого похожа эта сова? А эта?
7. Упражнение — релаксация «Антистрессовое занятие 1» (Антистрессовая программа для детей) (5 минут).
Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния.
Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла.
Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоциональ-
ного напряжения.
8. Упражнение «Моя аффирмация».(5 мин)
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.
Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями – аффирмации
Инструкция: «Я Вам предлагаю вытянуть ту карточки с позитивными утверждениями - аффирмациями, если вам она не нравится, то можете вытянуть другую, которая Вам близка. И зачитайте их».
- Какие у Вас ощущения от этого упражнения? Трудно было ли прочитать фразу?
Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта. Положительный настрой.
Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
Рефлексия (мячик по кругу)
-Что поняли? Осознали?
-Что запомнилось. Понравилось?
Спасибо всем за работу! Не забывайте, что мы – единое целое, каждый из нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого!
Ритуал прощания: «Искорка добра»
Спасибо всем за работу!