Таcлима Садыкова
Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Т. Н. Садыкова
Аспирант,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация.
ФЕНОМЕН «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема профессиональной компетентности, описывается сущность и структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Публикация «Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ нормативно-правовых документов и научных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Результаты. Изучено содержание понятия «профессиональная компетентность педагога», представлены различные точки зрения к пониманию качества дошкольного образования, управления качеством дошкольного образования, определена структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как совокупность образовательных и социальных компетенций.
Обсуждение. Подчеркивается, что профессиональная компетентность педагога как совокупность образовательных и социальных компетенций является средством управления качеством дошкольного образования.
Заключение. Делается вывод о том, что обоснование содержание феномена «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования» позволит разработать критерии, показатели и способы оценки профессиональной компетентности, а также найти эффективные формы, методы и средства формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
Ключевые слова: качество, качество образования, управление, управление качеством дошкольного образования, компетентность, компетенция, профессиональная компетентность педагога, образовательные и социальные компетенции педагога.
Основные положения:
– определена сущность понятия «профессиональная компетентность» в научных исследованиях;
– рассмотрены требования современных нормативно-правовых документов к уровню профессиональной компетентности педагога;
– выявлены структурные компоненты профессиональной компетентности педагога – образовательные и социальные компетенции.
1 Введение (Introduction)
Актуальность проблемы профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования определяется социальным заказом на необходимые процессы обновления и совершенствования содержания деятельности дошкольных образовательных организаций в новых социально-экономических условиях. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации, Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлен ориентир деятельности современных дошкольных образовательных организаций на достижение качества образовательного процесса.
Одним из средств управления качеством дошкольного образования является компетентность педагогов. В нормативно-правовых актах подчеркивается, что педагог должен осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями нормативных документов, при этом постоянно повышая уровень своей профессиональной подготовки (ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [1].
Проблема профессиональной компетентности педагога предполагает изучение содержания данного феномена, поиск способов формирования и оценивания. Необходимо определить, что входит в содержание понятия «профессиональная компетентность», какова структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, какие формы, методы и средства будут способствовать формированию профессиональной компетентности педагога, а также то, по каким критериям и показателям нужно оценивать уровень профессиональной компетентности.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Изучение феномена «профессиональная компетентность педагога» предусматривает анализ категории «качество образования». В научных исследованиях проблема управления качеством образования рассматривается многими учеными (В. А. Кальней, М. М. Поташник, А. И. Субетто, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, С. Е. Шишов и др.).
С. Е. Шишов, В. А. Кальней, Е. Ю. Гирба считают, что качество образования – это «степень достижения поставленных образовательных целей и задач, при этом качество образования – это не только качество его результатов, но и качество состояния образовательного процесса, его содержания, технологий, условий реализации» [2, с. 4].
В. М. Полонский считает, что качество образования – это «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания» [3, с. 109].
Категорию «качество образования» можно трактовать как степень достижения или соответствия целевым установкам. Качество дошкольного образования – это соответствие стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, степень достижения заявленных целевых ориентиров.
Изучение проблемы качества образованием, выявление специфики феномена «профессиональная компетентность педагога» связаны с уточнением такого понятия, как «управление». Управление нацелено на такое использование имеющихся средств и ресурсов, которые будут способствовать достижению оптимального результата. Потому основным вектором управления следует признать цель – результат. Управление качеством образования раскрывается как процесс, совокупность непрерывных взаимосвязанных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, мотивации, контроля).
Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества функционирования образовательных организаций, отражены в приказе Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Выделяется следующие группы показателей:
1) открытость и доступность информации об образовательной организации;
2) комфортность условий образовательной деятельности;
3) компетентность работников образовательной организации;
4) удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса [4].
В данном документе компетентность работников образовательной организации выступает как один из показателей качества образования. В научных исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования (И. Н. Асаева, Л. Н. Атмахова, О. Ю. Дедова, Г. И. Захарова, С. Г. Молчанов, Т. А. Сваталова, О. В. Тихомирова и другие).
И. Н. Асаева под профессиональной компетентностью понимает «заданное социальное требование к готовности воспитателя по реализации обобщенных способов действий (основанных на знаниях, умениях, ценностных отношениях, опыте, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по развитию дошкольников» [5, с. 9].
Т. А. Сваталова отмечает, что профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования – это «совокупность компетенций, отражающих теоретические представления и способы профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, обеспечивающих профессиональный рост» [6, с. 11].
В рамках нашего исследования наибольший интерес представляет понятие профессионально-педагогической компетентности в теории С. Г. Молчанова. Специфика профессионально-педагогической деятельности предполагает наличие у педагога и социально-профессиональных, социально-статусных компетенций. Педагог должен располагать не только профессионально-образовательными компетенциями, обеспечивающими передачу содержания образования, но еще и компетенциями, обеспечивающими передачу содержания социализации [7].
Таким образом, мы изучили нормативно-правовые документы и проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по проблеме профессиональной компетентности педагогов. Теперь опишем структуру педагогической компетентности.
3 Результаты (Results)
Профессиональную компетентность педагога можно рассмотреть как совокупность компетенций. Компетенция – это 1) представления об объекте ( знания: у французов savoir); 2) представления о возможных способах работы с объектом ( умения и навыки: savoir-faire); 3) реальные действия и поступки ( способы деятельности и поведения: action). Компетенции делятся на две группы: образовательные и социальные. Любая компетенция проявляется в действии и (или) поступке, в performences, т. е. в позитивном преобразовании объекта воздействия, в обеспечении его восхождения от актуального состояния к новому, качественно более высокому.
Структуру профессиональной компетентности педагога дошкольного образования можно рассмотреть с точки зрения реализации образовательных программ. Феномен «образовательная программа» описан и определен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Образовательная программа как система включает в себя следующие компоненты : 1) содержание образования; 2) содержание обучения; 3) контрольно-измерительные материалы (контрольно-оценочные средства) КИМ (КОС)ы; 4) материально-техническое оснащение; 5) финансово-экономическое обеспечение; 6) методическое обеспечение (управленческое). Взаимодействуя с описанной таким образом системой, педагогический работник должен обладать адекватными названным компонентам системы (признакам объекта) совокупностями компетенций :
1) предметными;
2) дидактическими;
3) квалитативными;
4) технико-технологическими;
5) социально-статусными;
6) методическими.
Совокупность данных компетенций составляет профессиональную компетентность педагога дошкольного образования. Данные компетенции можно разделить на две группы – образовательные (профессионально-образовательные) и социальные (социально-статусные). Педагог должен располагать не только профессионально-образовательными компетенциями, обеспечивающими передачу содержания образования, но еще и компетенциями, обеспечивающими передачу содержания социализации.
В соответствии с этим подходов необходимо определить, 1) что должен педагог передать (для этого педагог должен освоить а) содержание социализации и б) содержание образования, 2) как он должен передавать (для этого педагог должен освоить содержание воспитания и содержание обучения, т. е. формы, методы, приемы и средства воспитания (обучения, 3) каков уровень освоенности воспитанниками (обучающимися) содержания социализации и образования (для этого педагог должен освоить использование контрольно-измерительных материалов (-оценочных средств) (КИМ (КОС)-ов).
4 Обсуждение (Discussion)
Выявление специфики феномена «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования» связано с изучением основных понятий исследования («качество дошкольного образования», «управление качеством дошкольного образования», «профессиональная компетентность педагога»).
Под качеством дошкольного образования понимается степень соответствия образовательного процесса в дошкольной образовательной организации целевым установкам, закрепленным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательной программе ДОО.
Управление качеством дошкольного образования включает в себя совокупность функций управления : целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля. Одним из средств управления качеством образования выступает профессиональная компетентность педагога как совокупность компетенций (представлений об объекте – знаний, представлений о возможных способах работы с объектом – умений и навыков, реальных действия и поступков как способов деятельности и поведения.
Компетенции, входящие в структуру профессиональной компетентности педагога, разделяются на образовательные (предметные, дидактические, квалиметрические, технико-технологические, методические) и социальные (социально-статусные). Данные компетенции педагога в совокупности позволяют эффективно решать задачи профессиональной деятельности.
5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, в результате проведенного исследования была изучена одна из актуальных проблем современной науки – изучение содержание и структуры профессиональной компетентности педагога. Полученные результаты позволили определить компетенции, которые входят в структуру компетентности педагога дошкольного образования, что в дальнейшем даст возможность определить способы ее формирования и оценивания.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL : https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения : 10.03.2020).
2. Шишов С. Е., Кальней В. А., Гирба Е. Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе : монография. М. : ИНФРА-М, 2018. 205 с.
3. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высшая школа, 2004. 512 с.
4. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность : приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 [Электронный ресурс] URL : : https://base.garant.ru/70859410/ (дата обращения : 10.03.2020).
5. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации : автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.07 / И. Н. Асаева ; Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. 23 с.
6. Сваталова Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования : повышения квалификации : автореферат дис.. кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Т. А. Сваталова ; Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2009. 26 с.
7. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 113-126.