Ирина Буткова
Двигательная деятельность дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
▼ Скачать + Заказать документы
Движение - есть, основное проявление жизнедеятельности организма. И. М. Сеченов (1947) образно выразил смысл этой функции в следующих словах: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеётся ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение».
Публикация «Двигательная деятельность дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2017
Движенье- это жизнь! Хорошо известно, и не только врачам, что занятия физкультурой не только укрепляют здоровье человека, но и способствуют избавлению от разных заболеваний. Физические упражнения улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают метаболизм, укрепляют мышцы, увеличивают кислородный обмен, снимают мышечную усталость, насыщают человека дополнительной энергией.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, социо-культурных,а также характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность, которая является естественной потребностью в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. На всех этапах жизнедеятельности двигательная активность выступает ведущим фактором индивидуального развития человека. Это так называемое «энергетическое правило скелетных мышц».
В современной дошкольно- образовательной системе происходит реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура», основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей. необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Но как быть с детьми, у которых имеется, или предполагается Синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Они ведь и без того двигаются сверх всякой меры. Не станет ли для них «тяжким бременем» дополнительная физическая нагрузка? Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что не станет. Более того, лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Очень хороший эффект наблюдается после использования кинезиотерапии - это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения, которые в комплексном подходе обеспечивает позитивное влияние практически на все органы и системы органов растущего организма. Йога для детей хорошо сказывается не только на физическом самочувствии, но и на психическом и эмоциональном здоровье ребенка. Замечено, что дети, занимающиеся йогой, становятся гораздо спокойнее и менее склонны к негативному поведению. Йога развивает память, силу воли, правильное дыхание и способность концентрироваться, что у многих детей с диагнозом Синдрома дефицита внимания и гиперактивности, как раз отсутствует. Физминутки то же никто не отменял. Правильное выполнение физминуток способствует улучшению кровообращения, работы сердца, легких, снимает утомление нервной и мышечных систем дошкольника, а, значит, повышает интерес к занятию, способствует умственному и физичекому развитию, что немаловажно для детей с гиперактивностью. Одним из немаловажных аспектов двигательной активности являются занятия по физкультуре, которые должны быть направлены на совершенствование зрительно-моторной и слухо-моторной координации, способностей ребенка ориентироваться в пространстве, тренировать свойства памяти и внимания с помощью сложных координационных упражнений. Особое внимание следует уделять упражнениям, развивающим межполушарные взаимосвязи (одновременные движения правой и левой частью тела и т. п.).
В работе с гипперактивными детьми можно использовать Ритмопластику, которая является иновационным методом работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
• восполнение «двигательного дефицита»;
• развитие двигательной сферы детей;
• укрепление мышечного корсета;
• совершенствование познавательных процессов;
• формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое.
Гиперактивность детей сочетается с дефицитом внимания и импульсным поведением, так как при нарушениях развития мозга подавляется самоконтроль. В этих случаях часто помогает использование ароматических веществ, причем у гиперактивных детей возможны парадоксальные реакции, когда ЭМ с известным седативным эффектом (ЭМ лаванды, ромашки римской) могут их дополнительно стимулировать, а ЭМ со стимулирующим свойством – оказывать успокаивающее действие.
Ароматерапия (необходима учитывать наличие аллергических заболеваний у детей) предполагает использование в групповой комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
• улучшение самочувствия и настроения детей;
• профилактика простудных заболеваний;
• решение проблем со сном.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Следует учитывать, что детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью нельзя перегружать физически, поэтому следует ограничивать задания, связанные с высокой подвижностью (по крайней мере, после них надо обязательно делать короткий отдых или чередовать их с дыхательными упражнениями брюшного типа). Участие в подвижных играх оказывают стимулирующее воздействие на развитие познавательных процессов, овладение речью, способности ребенка быстро и осмысленно запоминать и применять способы выполнения различных двигательных действий, самостоятельно принимать решения и действовать в быстро меняющейся обстановке, считаться с интересами других.
Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности детей:
• дефицит внимания
• импульсивность,
• очень высокую активность,
• неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях,
• быструю утомляемость.
• в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.
Для того, чтобы гиперактивный ребенок спокойнее и внимательнее был в детском саду, уделите утренние часы, которые предшествуют занятиям, физической нагрузкой. Как показывает практика, после физических нагрузок (в дошкольном учреждении это утренняя гимнастика, подвижные игры) гиперактивные дети способны к концентрации внимания, спокойнее сидят, лучше усваивают материал.
Как бы не было сложно всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.
Педагог-психолог: Буткова Ирина Александровна
Воспитатель: Чуфарнова Наталья Александровна