Вероника Арискина
Предметно-игровая деятельность как средство формирования личностных качеств детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предметная деятельность ребёнка в раннем возрасте определяет, то есть «ведет» за собой психическое и личностное развитие, поэтому она и называется ведущей. Именно в ходе предметной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребёнка. Поэтому главная задача педагога, работающего с детьми раннего возраста, заключается в создании условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами. Особое место в развитии детей раннего возраста занимают дидактические игры с различными составными игрушками: пирамидками, матрёшками, вкладышами, мозаикой, разрезными картинками, пазлами и т. д. Эти игрушки направлены на познавательно- практическую деятельность, способствующую формированию у детей представлений о свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве. Ребенок осваивает зависимость между целым и частью, выполняет задачи на подбор, соотнесение, группировку предметов по сходству и различию. Благодаря действию с предметами формируются психические процессы : ощущения, восприятие, внимание, память. Одной из важных задач развития ребёнка третьего года жизни, является формирование целенаправленности его деятельности и настойчивости действий. Известно, что деятельность ребёнка младше двух лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, результат ещё не имеет для него какого- либо значения. Задача педагога – в совместной, игровой, увлекательной форме подвести ребенка к выполнению необходимых действий, придать его деятельности целесообразный характер. Для того чтобы помочь ребёнку действовать целенаправленно, необходимо выделять в его сознании представление о конечном результате действия. Например, если ребёнок захотел по картинке выложить узор из мозаики, рассмотрите с ним образец, вместе отберите детали, которые понадобятся для выполнения задания. Во время игры необходимо поощрять правильные действия ребёнка, оказывать помощь в выборе необходимых способов действий, побуждать сравнивать полученный результат с образцом. По окончанию игры обязательно нужно похвалить ребёнка и зафиксировать результат деятельности. Так в рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребёнка, как самостоятельности и целенаправленность. У ребенка формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становится для ребёнка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего «Я».