Ольга Яковенко
«Чтоб ребенок был здоров без лекарств и докторов». Образовательно-оздоровительный терренкур в работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтоб ребенок был здоров без лекарств и докторов».
Вопросы оздоровления детей всегда занимали особое место в работе детского сада. В наше время эта проблема актуальна как никогда. С каждым годом увеличивается количество часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, физически слабых и малоподвижных. Часто дети приходят в детский сад уже с зависимостью от телевизора, интернета и различных гаджетов. Новый век диктует новые требования, это понятно, но как бы стремительно не развивался технический прогресс, здоровым, крепким и активным ребенка могут сделать по-прежнему только солнце, свежий воздух, вода, общение с миром природы, физическая активность.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Терренкур в детском саду
- Темочки
Я хочу поделиться опытом работы, который накоплен в Роскошнянском я/с «Тополек» Лутугинского района.
«Всегда легче предупредить заболевание, чем его лечить». Этот старый, но всегда актуальный лозунг лежит в основе всей нашей работы по оздоровлению дошкольников.
Что же конкретно мы делаем для оздоровления наших ребят?
Активно пропагандируем здоровое питание, и здоровый образ жизни, как среди родителей, так и среди воспитанников. С этой целью наши педагоги разработали ряд дидактических игр, и викторин, что позволяет малышам в игровой форме закреплять знания полученные во время тематических бесед.
Наши педагоги освоили и применяют на практике различные оздоровительные методики : точечный массаж, массаж Су - джок, пальчиковые, зрительные и дыхательные гимнастики.
Обязательными для ребят всех возрастов являются утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения, ходьба босиком и по корригирующим дорожкам, умывание и мытье рук прохладной водой. Все группы нашего сада оснащены душевыми, что позволяет, в летнее время принимать, малышам водные процедуры.
Мы регулярно организовываем и проводим совместно с родителями спортивные праздники, развлечения на свежем воздухе.
В этом году мы разработали и внедрили в практику такую педагогическую технологию как образовательно - оздоровительный терренкур.
Это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма детей, повышают двигательную, познавательную и творческую активность каждого ребёнка.
Маршруты разработаны совместно с инструктором по физическому воспитанию, строго соблюдён баланс физической нагрузки и отдыха во время прохождения маршрута
Существуют несколько вариантов терренкуров :
• спортивная площадка;
• игры на асфальте;
• специально созданные центры;
• тропа здоровья, экологическая тропа;
• объекты за пределами детского сада.
Начиная работу в данном ключе мы ставили перед собой цель: оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.
Организуются терренкуры только на прогулке, и решают ряд важнейших образовательных задач :
- упражнение детей в основных движениях (бег, ходьба, прыжки и т. д.);
- развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;
- развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности;
- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, эстетического восприятия природы;
- формирование умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы;
- формирование эстетического восприятия дошкольников;
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- побуждение ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
Педагогическая значимость данной технологии заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в игровой форме получают:
- реалистические знания;
- закрепляют определённые навыки и умения;
- проявляют творчество и фантазию;
- удовлетворяют двигательную активность;
- взаимодействуют с окружающим миром;
- развивают крупную и мелкую моторику, речь, интонации, глазомер, движения.
Некоторые точки маршрута являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом, с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д.
Содержание терренкура также может зависеть от выбранной тематики, времени года, погоды.
Образовательно-оздоровительный терренкур имеет свои этапы :
1 этап — подготовка:
-Выбор одежды по сезону;
-Беседа с детьми, рассказ о предстоящей деятельности;
-Подготовка атрибутов и снаряжения.
2 этап — проведение терренкура :
- Сбор, прохождение намеченного маршрута от начальной точки до следующей;
- Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
- Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Сбор и возвращение в группу.
3 этап — подведение итогов:
-Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)
Ребята с увлечением выполняют все задания, предложенные во время прохождения маршрута. Им чрезвычайно интересно окунуться в мир исследований, путешествий и приключений.
С данной технологией наш коллектив работает всего год, но уже видны положительные результаты: в разы увеличилось пребывание детей на свежем воздухе, снизилось число заболеваемости, находясь в движении, дети лучше усваивают образовательную программу, о чем свидетельствуют результаты мониторинга. Активно участвуют в коллективных играх. А здоровый румянец на щеках, счастливые улыбки ребят и хорошее настроение, - это то что мы видим каждое утро встречая своих воспитанников. Они всегда с радостью приходят в наш сад, зная что сегодня их ждет новое, увлекательное путешествие и это высшая награда за наш труд.