Ирина Мусыхина
Поисково-экспериментальная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Поисково-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «Как спят рыбы?» и т. п. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребенка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие.
Публикация «Поисково-экспериментальная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов вросло. Необходимо помнить, что самые большие потери интеллектуального фонда происходят на ранних стадиях развития – в младенчестве и дошкольном детстве.
Думается, что организация в дошкольных учреждениях элементарной поисковой деятельности поможет педагогам ввести детей в мир познания природы, пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира.
Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешние стороны природных объектов и явлений, но и некоторые несложные взаимосвязи и закономерности. Показать детям такие взаимосвязи, раскрыть доступные их пониманию причины происходящих явлений – одна из важнейших задач воспитания.
Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях или объектах, повысить наглядность или доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и, наконец, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.
В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.
В методике описаны требования, предъявляемые к проведению опытов (С. Н. Николаева, И. С. Фрейдкин, П. Г. Саморукова). Напомним их.
Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать, например, тепло травке под снегом или нет?
Чтобы заметить происходящее изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный, например, одни посевы овса поливать, другие нет.
Необходимо осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
Методика проведения опытов
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинуты детьми. Практически они ставят их постоянно, задавая взрослым свои «почему» и «отчего». Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный, можно заболеть. «А мне не холодно! А я закаленный!» - такими будут ответы. Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий… Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта.
Познавательную задачу может поставить перед детьми и воспитателю так, готовясь к посадке семян в огороде, воспитатель спрашивает детей: «Как нужно подготовить землю? Обязательно ли ее вскапывать? А нельзя ли посадить семена в невскопанную землю?»
Иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно. Так, прочитав сказку «Мороз Иванович», педагог спрашивает: «Почему Маша пожалела травку, а Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом не холодно? Почему он так сказал? Но ведь у Маши руки от снега закоченели! Так холодно под снегом или тепло?» Дети вовлекаются в проблемную ситуацию и удивляются: «Как же так, Мороз Иванович укрывает травку снегом, а у Маши от снега руки заледенели!» Постепенно удивление перерастает в любопытство, а оно – в познавательный интерес. И тут наступает время спросить детей: «А как мы узнаем: тепло под снегом или холодно?» Это будет следующим этапом: поиск пути решения проблемы. Способы, предложенные детьми, могут быть самыми невероятными: «Закопайте меня в снег, я посижу там и скажу, тепло под снегом или холодно». Из всех способов может быть выбран самый подходящий, причем его может предложить и воспитатель.
Надо, чтобы все условия опыта были одинаковыми, кроме одного, который влияет на конечный результат. Это условие должно быть выделено. Например, где будет лучше расти овес: в темном или светлом месте? Берут два одинаковых ящика с одинаковой почвой и одинаковыми всходами овса. Договариваются поливать одинаковым количеством воды из одинаковых леек. Разница же будет в том, что один ящик поставим на светлый подоконник, а другой – в темном месте. Устанавливается, что все одинаковое, разное – степень освещения.
Поскольку опыт – это наблюдение в специально созданных условиях, то он может быть кратковременным или длительным.
Кратковременные наблюдения используют для установления свойств различных объектов природы, для их распознания. Так, поместив снег в белую миску, воспитатель предлагает посмотреть, что с ним будет после обеда. Дети видят, сто снег тает и образуется грязная вода. «Кто положил сюда грязь? Никто!» «Значит, снег был грязным», - делают вывод дети.
Длительные наблюдения могут быть использованы при установлении причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития, например, условия прорастания семян, роль света, воды, подкормки для роста растений. В этих случаях длительное наблюдение необходимо разбить на ряд кратковременных и последовательно провести их. Например, чтобы установить роль света для растений, сажают две одинаковые луковицы в одинаковые горшочки, поливают. Один ставят в шкаф, а другой – на подоконник. Повторное наблюдение можно провести, когда у луковицы на окне чуть «проклюнется» зелень.
В процессе длительного опыта нужно напоминать детям познавательную задачу, например: «Зачем мы эту луковицу поставили в шкаф? Что мы хотим узнать?»
Наиболее яркие изменения в ходе длительного опыта зарисовывают.
Когда опыт проведен, следует перейти к заключительному этапу. Детям предлагается сравнить два объекта, использую дневники наблюдений, если таковые велись. Например, в опыте по сказке: «Мороз Иванович» воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух бутылках (одна стояла на лавочке «открытая всем ветрам», а другая была закопана в сугроб). Дети убеждаются, что во второй бутылке вода теплее. «Чем же была защищена вода в бутылке от морозного ветра? Что помешало ему добраться до нее и заморозить?» - спрашивает воспитатель. И дети делают вывод: «Снег!» После этого воспитатель предлагает детям подумать, почему люди сгребают снег на клумбы, газоны, под деревья и кусты.
Таким образом, в организации и проведении опытов можно четко выделить четыре этапа:
Постановка проблемы.
Поиск пути решения проблемы.
Проведение наблюдения.
Обсуждение итогов и формулировка вывода.
При наличии у детей некоторого опыта, сформированного через наглядно-действенные методы, воспитатель может использовать для проверки предположения или для решения познавательных задач эвристические беседы, которые дают возможность установить причины разнообразных природных явлений при помощи рассуждений. Но он должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, во время прогулки при оттепели дети отметили, что снег стал влажным, липким, если его сжать в руке – потечет вода. Ночью наступило похолодание, и на другой день образовался наст. Рассмотрев его с детьми, воспитатель предлагает догадаться, что случилось со снегом и почему. В ходе беседы выясняют, каким снег был вчера. «Мокрым, немного талым», - вспоминают дети. «Верно, он был пропитан водой, - говорит воспитатель, - а что нужно, чтобы вода замерзла?» «Мороз!» - отвечают дети. «А сегодня так же тепло, как вчера?» «Нет, сегодня холодно, - говорят дети, - поэтому снег с водой замерзли».
Как видим, воспитатель имеет возможность помогать детям не только усваивать общие закономерности природных явлений, но и видеть их конкретные проявления.
Элементарные опыты могут включаться в самую разнообразную детскую деятельность : игру, труд, прогулку и т. п. Например, пропалывая грядки, можно провести простейший опыт: взять две грядки с редисом, одну из которых прополоть, а с другой это сделать на 3-4 дня позже. Выдернутые спустя некоторое время редиски будут сопоставлены, и сделан вывод: там, где нет сорняков, редис крупнее, а на другой грядке ему мешают расти сорняки. Или в играх с водой выяснить, какие предметы тонут, а какие нет; из чего прочнее запруды – из песка, глины, камней.
В уголке природы можно проводить опыты с семенами, растениями, животными. Например, поздней осенью, когда заметно похолодало и идет снег, выкопать с клумбы кустики астр и, посадив их в цветочный горшок, внести в группу. Позже сравнить их с теми, что остались в клумбе, сделать вывод об условиях роста растений.
Опыты могут быть включены и в другие виды деятельности. При этом познание природы детьми не будет происходить путем сообщения им какого-либо объема знаний, а станет такой же творческой деятельностью, как, например, игра.
Примерное содержание элементарной поисковой деятельности.
Занятие на тему «Как синички отыскивают корм?»
Цель. Уточнить представления детей о том, что синицы – насекомоядные птицы.
Ход занятия:
На прогулке воспитатель выясняет у детей: какие птицы прилетели на участок? Как они ведут? Чем заняты? Спрашивает, как отыскивают корм синички? Продолжают наблюдать за ними. Дети видят, что синицы быстро перелетают с ветки на ветку, ловко передвигаются по стволу дерева, выискивая кого-то. «Кто спрятался в коре? – спрашивает воспитатель. – Правильно, на зиму в трещину коры прячутся насекомые. Кого ищут синицы? Да, синицы едят насекомых, они – насекомоядные птицы»
Занятие на тему «Что вырастет из зернышка?»
Цель. Показать детям, как растения вырастают из семян.
Оборудование: небольшие горшочки с землей; картинки растений; семена.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в яблоке есть семена. Спрашивает, в каких еще растениях есть семена. Вспоминают, нет ли семян в арбузе, дыне, огурце и т. п. «Что можно сделать с этими семенами? – спрашивает воспитатель. – Да, мы украсили семенами арбуза эту вазу из пластилина. А как люди еще используют семена? Правильно, семена тыквы едят, подсолнуха тоже. А что будет, если семя подсолнуха посадить в землю?»
В горшочки дети сажают семена и приклеивают наклейки. Проводится длительное наблюдение, ведется дневник. Опыт лучше проводить в апреле, а затем подросшие растения высадить на участке.