Вилия Шайхутдинова
Патриотическое воспитание дошкольников через народную культуру и фольклор
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, очень редко сострадают чужому горю.
Патриотизм это, не только любовь к своему народу, но и уважительное отношение ко всем народам в нашей многонациональной республике.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников через народную культуру и фольклор» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Как в наших детях сохранить духовность, разобраться во всем и выбрать необходимые ориентиры, привить любовь к Родине? Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? На это очень простой ответ. Это самобытная культура народов населяющих нашу республику.
Патриотическое воспитание дошкольников в нашем детском саду считается приоритетным направлением, и уделяется достаточно много времени для реализации поставленных задач.
На базе нашего детского сада работают 2 творческие группы: кроеведы и экологи, которые взаимосвязаны между с собой. Каждая группа через свою деятельность знакомит, прививает любовь к родным местам, городу, родине, своему народу, их обычаям, культуре, традициям.
Прежде чем начать работать по данному направлению мы изучили методическую литературу по теме, разработали программу знакомства детей с культурой и бытом разных народов, о достопримечательности родного края, тематические занятия, беседы, сценарии праздников. Изготовили лепбуки.
В нашем детском саду функционирует мини-музей, где представлены предметы старины, наряды разных народов, куклы в национальных костюмах, домашняя утварь, методическая литература.
Свою работу по патриотическому воспитанию мы запланировали по месяцам, с учетом возрастных особенностей детей.
Сентябрь месяц мы посвятили своему городу. Знакомили детей с историей города, с достопримечательностями, ходили на экскурсии по городу.
В октябре были организованы тематические занятия, беседы, на которых мы знакомили детей с особенностями башкирской культуры, с историей башкирского народа. Утром вместо привычных детям пальчиковых, артикуляционных и дыхательных гимнастик встречала детей башкирскими народными попевками, потешками, пестушками, закличками, приговорками, прибаутками. Сначала воспитанники очень удивлялись, но со временем детям очень понравились эти малые фольклорные жанры, так как они обращены к нравственной сути человека.
Мы считаем необходимым с раннего возраста знакомить детей с народными промыслами, мастерством народных умельцев.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Мы с воспитанниками украшали фартуки, национальные костюмы, предметы утвари башкирскими национальными узорами, знакомились с декоративно прикладным творчеством, с башкирскими художниками и их картинами.
Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа : глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему.
А так же детей знакомим с жизнью и творчеством детских писателей и поэтов. Читаем стихи.
Особую радость, как детям, так и нам, доставляет театрализованная деятельность. Дети с удовольствием показывали кукольные спектакли по мотивам башкирских народных сказок для родителей и детей младших групп. Все полученные знания мы применяем в подвижных, хороводных, сюжетно-ролевых играх.
Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. С детьми мы играли в башкирские игры «Юрта», «Липкие пеньки», «Медный пень» и др. Разработали картотеки народных подвижных игр.
Проводим праздники, развлечения: День республики, день флага, праздник курая, воронья каша, сабантуй. В апреле ежегодно организуют «Тукаевские чтения», конкурс «Сказителей башкирского эпоса Урал-Батыр».
На музыкальных занятиях детей знакомим с композиторами, хореографами, танцорами разных народов, с национальными музыкальными инструментами, слушаем мелодии.
Не остались без внимания и родители. Для них мы подготовили консультации. Организовали «Посиделки с бабушками», что очень понравилось детям и бабушкам. Бабушки рассказывали сказки, истории из своего детства, пели народные песни.
Организовали фото конкурс «Мы с бабушкой и дедушкой лучшие друзья», где основным критерием было наличие национального костюма.
Родители наши большие помощники. Они помогли в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр, для театрализованной деятельности.
Родители и дети совместно изготовили книжки-малышки.
Еще в нашем детском саду есть замечательная традиция - день национальной кухни. В этот день повара нашего сада балуют ребят национальными блюдами. А члены творческой группы по краеведению в яркой и занимательной форме рассказывают о блюдах.
В свободное время дети имеют возможность поиграть в настольные игры.
Аналогичную работу проводили и в следующих месяцах: в ноябре знакомили детей с культурой русского народа, в декабре с культурой марийского народа, в январе с удмуртской культурой, в феврале с татарской, в марте с чувашской культурой, в марте с культурой украинского народа.
Хочется отметить, что у детей заметно повышается интерес культуре и фольклору народов. Они с удовольствием принимали участие в разнообразных видах деятельности, делились с родителями о своих впечатлениях.
В целях закрепления полученных знаний в конце мая планируем организовать праздник народов, оформить стенгазету «Дружба народов».