Ирина Крылова
Партнерское взаимодействие с родителями детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Партнерское взаимодействие с родителями детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Крылова Ирина Андреевна воспитатель ГБДОУ д/с № 49 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
Актуальность
Внедрение в систему дошкольного образования, нового ФГОС ДО обусловило необходимость изменения позиции взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Согласно новому стандарту дошкольного образования сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства являются одним из основных принципов дошкольного образования. Для успешной реализации основной образовательной программы необходимо обеспечить поддержку родителей в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Публикация «Партнерское взаимодействие с родителями детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
Создание социальной ситуации развития детей и взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместного с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Цель работы : Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Формы взаимодействия с родителями : Традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам мы можем отнести: Коллективные (в частности, родительское собрание по теме «Адаптационный период в детском саду», Индивидуальные (педагогические беседы с родителями, Наглядно-информационные (видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, непосредственной образовательной деятельности, фотографии, выставка детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).
Нетрадиционные формы: информационно-аналитические (анкетирование, социологический опрос, досуговые (праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, выставках, экскурсиях, познавательные, наглядно-информационные (фотовыставки; открытые занятия для родителей; мини-библиотека; информационные стенды; дни открытых дверей; видеоролики; презентации)
Наше дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог нашего дошкольного учреждения не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Это можно увидеть на примере работы с родителями детей раннего возраста.
При организации такого взаимодействия нами были учтены несколько важных моментов, отличающих работу с данной возрастной категорией;
Во-первых, большинство родителей первый раз встречаются с дошкольным образовательным учреждением, они верят в мифы интернет пользователей, рассказывающих об ужасах посещения детского сада. Их дети, как правило, не знакомы с режимом, многие не владеют элементарными культурно-гигиеническими навыками;
Во-первых, большинство родителей первый раз встречаются с дошкольным образовательным учреждением, они верят в мифы интернет пользователей, рассказывающих об ужасах посещения детского сада. Их дети, как правило, не знакомы с режимом, многие не владеют элементарными культурно-гигиеническими навыками;
Во – вторых, большое количество времени занимает адаптационный период, во время которого в поддержке и помощи нуждаются не только дети, но и их родители;
В - третьих, родители с трудом представляют себе, какой может быть познавательная деятельность малыша, упуская сенситивный период развития сенсорных способностей;
И в- четвертых, на данный возраст приходится один из самых сложных периодов развития ребенка- кризис трех лет, вызывающий у родителей много вопросов.
Для выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности нами в начале года был проведен опрос, а затем мы предложили им заполнить анкету о своих детях, чтобы мы могли лучше узнать и понять малышей.
Примерное содержание такой анкеты:
ФИО родителей
ФИО малыша и, обязательно, как ребенка называют дома
Аппетит и вкусовые пристрастия ребенка
Какой сон у ребенка, требует ли он к себе повышенного внимания в период засыпания.
Может ли сам себя занять (умеет ли самостоятельно играть)
Легко ли идет на контакт с детьми и взрослыми
Как переносит разлуку с родителями
Особенности и привычки малыша
Какие трудности испытывают сами родители в процессе воспитания ребенка дома.
Познакомившись с анкетами, мы многое узнаем о наших воспитанниках: об их навыках в самообслуживании, об игре, об их отношениях со сверстниками и взрослыми.
В нашей группе, в «информационном уголке для родителей» мы помещаем памятку для родителей : «Что нужно знать родителям об особенностях поведения детей 2-3 лет», а так же информацию о режиме дня в детском саду и дома, о совместной деятельности детей и педагогов, о предстоящих мероприятиях. В течении года эта информация пополняется новыми рекомендациями и обучающим материалом.
На протяжении всего адаптационного периода идет напряженная работа с родителями. Мы беседуем с родителями своих воспитанников о том, как дети ведут себя дома, какие эмоции возникают у детей при упоминании детского сада, нервничают ли они утром, когда родители приводят их в детский сад или ведут себя спокойно и непринужденно. Мы просим родителей положительно и доброжелательно вести разговор о детях, посещающих детский сад вместе с их ребенком, о педагогах, которые работают в детском саду.
Очень помогает в работе сделанные родителями семейные фотоальбомы, на которых представлены все члены семьи. Мало того, что просмотр такого альбома очень успокаивает малышей, он еще и является поводом для бесчисленных разговоров. Любому приятно поговорить о своих любимых и родных, а тем более детям.
Мы практикуем проведение совместно с родителями музыкальных и спортивных досугов, праздников. Фотографии и видеозаписи этих праздников, а так же прогулок, игр или познавательной деятельности составляют портфолио нашей группы, которое доступно родителям в интернете (через группу в соцсети)
В работе с родителями нами широко используются электронные средства коммуникации. Кроме уже упомянутой социальной сети, для взаимодействия с родителями нами используется сайт ДОУ
Основной мотив посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в детском саду.
Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний о дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет. Передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни или другим причинам.
Нами активно используются нетрадиционные наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Сюда же стоит отнести выставки, вернисажи детских работ, создание стенгазет. Их цель, в первую очередь, демонстрировать родителям успехи детей по освоению программы, а так же привлечь их к совместной художественной деятельности с детьми.
В нашем образовательном учреждении проводилась выставка, приурочена ко дню матери (Мир очумелых ручек). В нашей группе совместно с мамами и бабушками были сделаны работы (вязаные игрушки, вышивка, мягкие игрушки, квилинг, картины и т. д.)
Мы вполне отдаем себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по разному реагирует на вмешательство извне. Следовательно, необходимо подбирать различные технологии, соответствующие содержание, методы, приемы, формы средства взаимодействия с разными типами семей. Как видно из нашего опыта работы, традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками, партнерами образовательного процесса.