Елизавета Николаевна Мошинская
Ознакомление дошкольников с правами ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка через ведущие виды детской деятельности»
Современный этап развития нашего общества характеризуется сильнейшей правовой доминантой. В связи с этим правовое воспитание в системе образования становится необходимым. Востребованность грамотной правовой личности определили тему моей работы: «Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка через ведущие виды детской деятельности»
Публикация «Ознакомление дошкольников с правами ребенка» размещена в разделах
Дошкольный возраст — период, когда начинает складываться мировоззрение ребёнка, его самосознание, отношение к другим людям. И если сделать социальный мир для малыша близким и понятным, это поможет сформировать у него активную жизненную позицию. Поэтому детский сад должен давать своим воспитанникам элементарные правовые знания. Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Не смотря на столь немалый срок выхода этого документа, он мало знаком не только родителям, но и педагогам. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, и что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка, как имеющего право на собственные поступки и мнения; его права так же нужно уважать и не нарушать. Поэтому педагогам, воспитателям надлежит быть наиболее грамотными в этой области, и делиться своими знаниями.
Еще раз отмечу, что вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Правовое воспитание, т. е. обучение правам человека, по рекомендации ЮНЕСКО предлагается начинать на дошкольном уровне. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область «Социально-коммуникативного развития». Особо важно начинать правовое воспитание именно с детьми старшего дошкольного возраста, так как у них формируется правовое сознание, таких качеств личности как любовь к родным и близким, дружелюбие к окружающим людям и умение к сопереживанию.
Сегодня в отечественной дошкольной педагогике эта проблема только разрабатывается, вызывая интерес у исследователей и практиков, которые представлены на слайде. Правовое воспитание предполагает ознакомление дошкольников с содержанием некоторых адаптированных статей Всеобщей декларации прав человека. Возможные варианты таких статей даются в детских книгах и рекомендациях З. К. Шнекендорфа, но они нуждаются в дальнейшем приближении к ребенку-дошкольнику, конкретизации.
В ходе реализации необходимо взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Для построения системы работы по формированию правовой грамотности нужно проводить педагогическую диагностику воспитанников.
Изучение первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, бесед и наблюдения за ребенком. Таким образом, проведенные методы исследования позволяют сделать следующие выводы – первоначальный уровень знаний о своих правах у детей низкий и неполный.
Я считаю, что для лучшего осмысления элементарные правовые знания необходимо включать в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных областей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изо-деятельности, музыкальному воспитанию, игровой и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей.
Процесс познания правовой грамотности проходит в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, театрализованной, продуктивной, трудовой, чтение худ. литературы. Дошкольники осваивают нравственные нормы через познавательно-речевую и проблемно-игровую деятельность.
Правовые понятия проще осваивать с опорой на наглядность - плакаты для рассматривания, иллюстрации и картинки, альбом «Права ребенка».
Важно предоставлять детям возможность ежедневно реализовывать свои права : Беседы, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
Ребенка необходимо подвести к осознанию главного : каждый человек, мужчина он или женщина, мальчик или девочка, старый или молодой, богатый или бедный, представитель белой, черной или желтой расы, какого бы то ни было народа (русский, украинец, чукча, чуваш, киргиз, англичанин, японец, француз, еврей или немец., важен, имеет право на жизнь (на свое жилище, медицинскую помощь, свободу и счастье. Вместе с тем каждый наделен не только правами, но и обязанностями по отношению к окружающим его людям, и прежде всего к родителям, к месту, где он живет, к природе. Прав не бывает без обязанностей.