Светлана Колтунова
Особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения».
Для наиболее эффективного коррекционного процесса необходимо исследовать внимание, как психический процесс, так как, отклоняясь от нормы, внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, влечёт за собой изменение и других психических процессов, с которым оно связано в той или иной мере.
Публикация «Особенности внимания у старших дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах
Предметом исследования в данной работе являются особенности внимания старших дошкольников с нарушением зрения.
Объектом исследования является внимание.
В исследовательской работе были использованы следующие методы:
• анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• изучение документации контингента испытуемых;
• методики исследования внимания :
Определение уровня концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера);
Оценка переключаемости и распределения внимания (Немов Р. С.);
Определение устойчивости и концентрации внимания (Немов Р. С.);
Определение объёма внимания (Немов Роберт Семёнович).
• Количественно-качественный анализ констатирующего эксперимента.
Цель работы: выявить особенности внимания старших дошкольников с нарушением зрения.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить специальную и общую психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- подобрать методики изучения внимания детей с нарушением зрения;
- определить особенности развития внимания старших дошкольников с нарушением зрения;
- разработать рекомендации по развитию внимания детей с нарушением зрения и без нарушения зрения.
Гипотезой выступает предположение о том, что внимание старших дошкольников с нарушением зрения не имеет координальных различий с уровнем развития внимания старших дошкольников без зрительной депривации, но имеет ряд особенностей.
Проанализировав данные в общей и специальной психолого-педагогической литературе по проблеме внимания были получены следующие выводы:
- Внимание – это направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определённую значимость;
- Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и послепроизвольным;
-Существует несколько типов внимания : внешнее (сенсорное, двигательное и внутреннее (интеллектуальное);
- Свойства внимания включают : концентрацию, устойчивость, переключаемость, распределение и объём;
- Практически все качества внимания у лиц с нарушением зрения формируются в соответствии с теми же закономерностями, что и у нормально видящих.
В эксперименте принимали участие старшие дошкольники с нарушением зрения ГБДОУ детского сада компенсирующего вида № 28 Пушкинского района города Санкт-Петербурга и нормально видящие старшие дошкольники ГБДОУ детского сада № 17 Пушкинского района города Санкт-Петербурга. Общее количество детей: 26 человек.
Контингент испытуемых экспериментальной группы можно характеризовать следующим образом: двое воспитанников имеют в диагнозе анизометропию средней степени наряду с рефракционной амблиопией, трое детей с диагнозом амблиопия средней степени и трое детей с диагнозом амблиопия слабой степени, один воспитанник наряду с амблиопией слабой степени имеет гиперметропию слабой степени, четверо испытуемых со сходящимся косоглазием, двое из которых со сложным гиперметрическим астигматизмом. Показатели остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции варьируются от 0,1 до 0,9.
В первой серии эксперимента была проведена методика Пьерона –Рузера для определения уровня концентрации внимания.
Из данных диаграммы следует, что основная масса детей с нарушением зрения со средним уровнем концентрации внимания, однако два ребёнка с низким уровнем концентрации внимания. Что касается нормально видящих детей, группа также со средним уровнем концентрации внимания, два ребёнка с высоким уровнем концентрации внимания.
Во второй серии эксперимента была проведена методика по определению уровня переключаемости и распределения внимания «Расставь значки».
Показатели переключаемости и распределения внимания у детей с нарушением зрения и у детей с нормальным зрением находятся на среднем уровне, однако в группе детей со зрительной депривацией один ребёнок со средним уровнем переключаемости и распределения внимания, а в группе детей с нормальным зрением два ребёнка с высоким уровнем переключаемости и распределения внимания.
В третьей серии эксперимента была проведена методика по определению уровня устойчивости и концентрации внимания «Спутанные линии».
Из данных диаграммы видно, что основная часть испытуемых с нарушением зрения имеет хороший и отличный уровень устойчивости и концентрации внимания : 4 ребёнка с высоким уровнем устойчивости и концентрации внимания, почти половина экспериментальной группы (6 человек) со средним уровнем, 3 ребёнка с низким уровнем устойчивости и концентрации внимания. Однако основная часть испытуемых с нормальным зрением включает большее количество детей с высоким уровнем устойчивости и концентрации внимания (9 детей) и 4 ребёнка со средним уровнем устойчивости и концентрации внимания.
В четвёртой серии эксперимента была проведена методика по определению уровня объёма внимания «Запомни и расставь точки» (автор Немов Р. С.)
Из диаграммы видно, что все испытуемые справились с заданием: дети с нарушением зрения в основном со средним уровнем объёма внимания (11 человек) и 2 ребёнка с высоким уровнем объёма внимания. Однако испытуемые с нормальным зрением снова показали лучшие результаты: 3 ребёнка с очень высоким уровнем объёма внимания, 3 ребёнка с высоким уровнем объёма внимания и 7 человек со средним уровнем объёма внимания.
На следующем слайде представлена сравнительная диаграмма общего уровня развития внимания детей с нарушением зрения и нормально видящих.
Опираясь на данные сравнительной диаграммы, можно сделать вывод о том, что уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в среднем ниже, чем у нормально видящих. Можно предположить, что составляющие зрительного диагноза повлияли на особенности развития внимания детей с нарушением зрения.
Для того, чтобы узнать на сколько зрительные возможности детей с нарушением зрения оказывают влияние на их уровень развития свойств внимания был проведён количественно-качественный анализ констатирующего эксперимента.
Количественно-качественный анализ констатирующего эксперимента показал, что в зависимости от зрительных возможностей ребёнка формируется ряд особенностей развития свойств внимания. Так дети, имеющие в зрительном диагнозе рефракционную амблиопию и миопию высокой степени имеют низкий уровень развития концентрации внимания. Оба ребёнка включают в свой диагноз анизометропию, выражающуюся в различной рефракции глаз. Другие свойства внимания у этих детей также на низком уровне: распределение и переключение внимания, устойчивость внимания. Однако не у всех детей с таким зрительным диагнозом низкий уровень этих свойств внимания.
У детей со сходящимся косоглазием отсутствует бинокулярное зрение, что усложняло выполнение заданий для таких детей, однако одни дети с таким диагнозом справились с заданиями лучше других.
У некоторых детей, имеющих в диагнозе астигматизм отсутствует чёткое видение предметов и при выполнении заданий испытывали трудности и допускали ошибки.
Проанализировав все показатели, были разработаны рекомендации для старших дошкольников с нарушением зрения. Данные эксперимента указывают на необходимость целенаправленного коррекционно-педагогического процесса в области развития внимания у детей с нарушением зрения по следующим направлениям:
- Определение время проведения занятия.
- Создание рабочей обстановки, благоприятной для умственной деятельности.
- Организация деятельности (поставить цель, определить задачи, определить главное и второстепенное).
- Развитие ощущений, повышение интеллекта.
В занятия и коррекционно-педагогическую работу необходимо включать:
- игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания;
- игры, направленные на развитие переключаемости внимания;
- игры, направленные на развитие объёма внимания;
- игры и упражнения, направленные на развитие произвольного внимания.
В результате экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:
- Внимание детей с нарушением зрения отличается по уровням от нормально видящих детей: уровень развития внимания у детей с нарушением зрения в среднем ниже, чем у нормально видящих.
- Внимание детей с нарушением зрения имеет свои специфические особенности, исходя из результатов исследования: нарушение зрения затрудняет зрительное отражение мира, что в свою очередь отрицательно сказывается на развитии свойств внимания : концентрации, распределении и переключаемости, устойчивости и объеме. Большое влияние на развитие внимания оказывают составляющие каждого диагноза.
- Данные эксперимента подтверждают необходимость коррекционно-педагогической работы по развитию внимания.
Таким образом, можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтверждается: внимание старших дошкольников с нарушением зрения не имеет координальных различий с уровнем развития внимания старших дошкольников без зрительной депривации, но имеет ряд особенностей.