Поплавская Алла Петровна
Особенности общения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности общения детей младшего дошкольного возраста
В педагогической науке и практике разрабатывается проблема становления внутреннего мира ребенка. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, в дальнейшей школьной жизни. Но в современном обществе, создаются предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность ребенка и его внутренний мир.
Публикация «Особенности общения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование навыков общения именно в раннем дошкольном возрасте и положительный опыт их применения обусловлено тем, что его отсутствие приводит к возникновению негативных форм поведения и конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.
При формировании навыков общения со сверстниками у младших дошкольников необходимо учитывать особенности их возраста.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
По данным исследований, главной особенностью игры является ее условность. Основное содержание игр младшего дошкольника являются действия с игрушками. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают по поводу игрушек.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться самооценка, при этом дети ориентируются на оценку воспитателя.
Развивается устная речь детей в различных формах и видах детской деятельности; свободное общение со взрослыми и детьми; практическое овладение нормами речи.
Для развития диалогической формы речи детей вовлекают в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Формируется умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Важно напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи».
Воспитывается умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Дети учатся читать наизусть небольшие стихотворения. Проявляют интерес к рассматриванию иллюстраций и репродукций картин.
Итак, именно в младшем дошкольном возрасте закладывается умение слушать другого, воспринимать и стремиться его понять, закладываются основы межличностного общения.
Всему приходится учиться, умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается усилием, затраченных на обучение. Именно воспитатели детского сада, первые наставники ребенка, родители, специалисты могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.