Марина Ушакова
Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование полоролевых представлений – динамический процесс. И это активно продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.
Наиболее подробно и полно особенности формирования полоролевых представлений и процесса полоролевого развития ребенка в раннем дошкольном возрасте описаны в своих работах Л. В. Коломейченко, О. В. Прозументик. Авторы отмечают, что при рождении ребенок уже имеет определенный пол, связанный с особенностями физиологического строения. Генетический облик новорожденного устанавливает программу для взрослых, чтобы реагировать на половую роль, в которой должен воспитываться ребенок, и с этого момента начинается процесс полоролевого развития. [9, c. 12]
Публикация «Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте» размещена в разделах
К полутора годам у ребенка формируется первичная гендерная идентичность, когда он знает свой пол на уровне взаимодействия со взрослыми, когда взрослые называют его мальчиком или девочкой, дочерью или сыном, устанавливают определенные предпочтения в одежде, игрушки и поведение. Таким образом, первичная гендерная идентичность закладывает основу самосознания. [2, c.56]
В следующий период, от полутора до пяти-шести лет, ребенок активно осваивает свою половую роль, он все больше знакомится с различиями между полами. Этому способствуют объяснения взрослых, образы художественной литературы, образы, которые ребенок видит с экрана телевизора, наблюдение за поведением других людей – взрослых и сверстников, проявлений мужественности и женственности, о которых говорят взрослые. На этом этапе основными механизмами формирования полоролевых представлений ребенка являются : имитация, идентификация, моделирование, рефлексия, социальный контроль и др. [2, c.69]
В возрасте от 3 до 5 лет представления о половых ролях все еще нестабильны, лишь немногие дети могут объяснить разницу между полами в этом возрасте, и ребенок еще не осознает, что пол нельзя изменить.
К 5–6 годам уже формируется понимание необратимости своего пола, формируется полоролевая идентичность. По мнению В. Кагана ребенок к 5-ти годам уже способен самостоятельно формировать половую идентичность как обобщение переживаний и ролевого поведения. Буквально к пяти годам ребенок начинает сознательно понимать, что при желании пол поменять невозможно, что когда он ложится спать мальчиком, он не просыпается девочкой, и наоборот, но несмотря на это, ребенок воспринимает взрослых своего пола намного дальше сверстников противоположного пола. Поэтому уже в раннем возрасте необходимо правильно и гармонично выстроить работу по полоролевому воспитанию, привить ребенку грамотные стереотипы, соответствующие его полу, поведению и привычкам. [7, c. 65]
Начиная с момента осознания необратимости своего пола, а именно в старшем дошкольном возрасте, у мальчиков и девочек появляется более четкая дифференциация различных проявлений в поведении, в том числе полоролевых репрезентаций, что свидетельствует о зарождающемся полоролевом поведении. Мальчики и девочки уже могут выделить некоторые черты, характерные для сверстников противоположного пола, например: девочки слабые и красивые, мальчики сильные, мальчики любят играть с машинками, девочки любят играть в куклы и т. д.
К 6–7 годам у ребенка уже есть абсолютное понимание пола. Для этого возраста характерна активная половая дифференциация поведения: мальчики и девочки выбирают в них разные игры и партнеров, проявляют разные интересы, стиль поведения. Эта спонтанная половая сегрегация приводит к окончательному осознанию половых различий. [7, c. 65]
Собственный опыт полоролевого поведения, который воспроизводится в жизни или в играх, по мнению О. Соломенниковой, играет важную роль. Если такое поведение сопровождается удовольствием, на которое во многом влияет отношение взрослых, то соответствующая роль принимается быстрее. Жизнь взрослых становится примером в выборе детьми половых ролей. Наибольшая наглядность таких ролей – это образец для дошкольника. Непостоянство половой роли, например маскулинность матери, дезорганизует ролевое поведение ребенка. [10, c. 39]
Понимание ребенком своей половой роли и идентичности складывается из двух аспектов, отмечает В. Е. Каган. Во-первых, полоролевая ориентация, то есть представление ребенка об уровне соответствия своих качеств требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, полоролевые предпочтения, которые уточняются, например, таким вопросом: «Кем бы вы хотели быть – мальчиком или девочкой?» В то же время важно подчеркнуть, что полоролевая социализация продолжается на протяжении всей жизни и отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. В основе формирования половой роли лежит весь комплекс представлений о женственности и мужественности любой культуры. [7, c. 65]
В конце седьмого года жизни происходит прояснение, обогащение и индивидуализация полоролевых представлений у детей, знаменующих вступление детей в стадию личностной идентичности.
Это означает, что старший дошкольный возраст играет очень важную роль в процессе полоролевого развития и подготавливает детей к переходу на новый этап полоролевой индивидуализации. Представления о себе как о представителе определенного пола, о сверстнике как о представителе противоположного пола, сформированные у детей старшего дошкольного возраста, определяют многочисленные поведенческие особенности, которые активно развиваются и закрепляются у детей, следовательно, в старших дошкольного возраста, становится актуальной педагогическая целенаправленная организация процесса формирования полоролевого поведения, что поможет сделать представления о гендерных ролях у детей более ясными и точными, а также на основе формирования адекватных моделей полоролевого поведения. [10, c. 103].
У детей старшего дошкольного возраста чаще всего дифференцированные представления о своем поле, они могут выделить его существенные черты (женские и мужские качества, особенности проявления эмоций и чувств, полоролевое поведение). В них сформировалось дифференцированное представление о внутренней и внешней красоте мужчины и женщины, особенностях их внешности.
Старшие дошкольники умеют различать своих близких и дальних родственников как представителей определенного пола и возраста, могут характеризовать их приметы, сформировать представления о нормах и правилах поведения разного пола людей в семье. Старшие дошкольники уже адекватно идентифицируют себя с представителями своего пола, оценивают свои действия по существенным признакам пола. Они также устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин, способны определять эмоциональные состояния сверстников и взрослых по их внешним проявлениям, способны проявлять адекватные эмоциональные реакции в общении со взрослыми и сверстниками. [1, c.53]
Для детей этого возраста уже характерно все более и менее прогнозировать варианты возможного разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. Как правило, старшие дошкольники осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения в отношениях с детьми, и в целом у них есть система правил и правил поведения. В общении со взрослыми и сверстниками они руководствуются социально одобренными образцами. Они принимают участие в исполнении своей роли, определяемой полом, в игровой, театральной и других видах деятельности. [1, c.69]
Эффективность полоролевого поведения в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется наличием правильно подобранного методического программного обеспечения, а также правильно организованной предметно-развивающей среды, в которой дифференциация игрушек с условием полоролевых различий в детей четко прослеживается, так как именно среда имеет большое влияние на формирование гендерных стандартов.
Ведущим механизмом полоролевого воспитания детей дошкольного возраста следует считать половую идентификацию и дифференциацию. Как отмечают Л. В. Градусова, Н. Л. Белопольская, Э. Эриксон – половая идентификация – осознание ребенком себя как представителя определенного пола, усвоение шаблонов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника. Формирование половой идентичности – результат сложного процесса, сочетающего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. [4, c.46], [3, c.13]
Проявление правильно сформированного полоролевого поведения прослеживается в речи ребенка, в его эмоциональной сфере развития, в интересах, предпочтениях, жестах, мимике, в характере мышления и других психических процессах. Девочки и мальчики адекватно оценивают свои действия, выбор игрушек, и на данном этапе дошкольного детства у них четко формируются полоролевые нормы поведения. На процесс полоролевого поведения влияет общество и ближайшее окружение ребенка – семья. Процесс формирования полоролевого поведения, а также формирования мужских и женских стандартов должен сопровождаться особым вниманием со стороны взрослых, в частности со стороны воспитателей. На это указывают исследования С. В. Зверевой, В. С. Мухиной, А. И. Хрипковой, Д. И. Колесова, В. Д. Еремеевой и других. [6, c.12], [5, c. 84]
Для того, чтобы ребенку было легче идентифицировать себя с определенным полом, а также для того, чтобы расширить представления о том, какое ролевое поведение присуще тому или иному полу, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашнем пространстве, существуют различные формы работы с детьми. Например: чтение художественной литературы с элементами проявления героями мужских и женских моделей поведения; ролевые игры, способствующие усвоению норм поведения мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях; и этические дискурсы для развития моральных представлений о жизни мальчиков и девочек. [8, c.53]
При дифференцированном подходе к воспитанию девочек и мальчиков, с применением вышеуказанных методов воспитания детей у мальчиков формируется правильное представление о присущих мужчине чертах личности – смелости, мужественности, решительности, твердости характера. Девочки, в свою очередь, развивают представления о качествах личности женщины – нежности, доброте, нежности, аккуратности и заботливости.
Таким образом, можно сделать вывод, что ребенок, находясь дошкольном возрасте, активно познает мир и черпает знания, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Примерка той или иной модели поведения в сюжетно-ролевой игре и выяснение, какие качества присущи тому или иному полу.
Автор: Машенцева Виктория Евгеньевна
Список литературы
1. Абраменкова, В. В. Полоролевая дифференциация / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – М. : ПЕР СЭ, 2013. – №5. – С. 53-77
2. Алексеев, Б. Е. Полоролевое поведение и его акцентуации / Б. Е. Алексеев. – СПб. : Речь, 2006. – 144 с.
3. Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н. Л. Белопольская. – М. : Когито-Центр, 2010. – 24 с.
4. Градусова, Л. В. К вопросу о внедрении программ полоролевого воспитания дошкольников в образовательный процесс ДОУ / Л. В. Градусова // Актуальные проблемы дошкольного образования : ребенок в мире информационной культуры. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007. – 100 с.
5. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: вопросы психологии. / В. Д. Еремеева. – М. : Учебная литература, 2008. – 160 с.
6. Зверева, С. В. Раздельное воспитание мальчиков и девочек / С. В. Зверева // Дошкольная педагогика. – 2012. – №2. – С. 12 – 14.
7. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – С. 65-69.
8. Коломийченко, Л. В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: монография / Л. В. Коломийченко. – Пермь: ПГПУ. – 2018. – 141 с.
9. Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 1. – С. 12-25.
10. Ледовских, Н. К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте / Н. К. Ледовских. – М. : Владос, 2013. – 237 с.