Кучерова Диана Салаватовна
Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье раскрывается формирование дружеских взаимоотношений. Рассмотрены особенности формирования дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Дана характеристика понятиям «дружба», «дружеские взаимоотношения». Показано значение общения для развития психики и личности ребенка. Представлены условия, способствующие формированию у детей сочувствия, взаимопомощи и взаимовыручки. В статье обосновывается значение формирования дружеских взаимоотношений с позиции требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Публикация «Особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: отношения, взаимоотношения дошкольников, дружеские взаимоотношения, дружба, общность интересов, нравственность старшие дошкольники.
Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.
В соответствии с ФГОС одним из направлений развития является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на социализацию ребёнка.
Его задачами является развить общение ребенка как со
взрослыми, так и со сверстниками.
Потребность в общении со сверстниками проявляется у ребенка рано, но её содержание формируется и расширяется с возрастом.
Одной из приоритетных задач, которую современное общество ставит перед учреждениями образования, является необходимость формировать у детей понятия
«друг», «дружба», учить сочувствию, уважению мнения другого. Решение этой задачи зависит от того насколько сам воспитатель понимает роль дружбы, вникает в её мотивы и способствует сплочению детей.
Понятие «дружеские взаимоотношения» охватывает разные стороны по своему содержанию.
Дружеские взаимоотношения - это отношения, основанные на взаимной симпатии, привязанности.
Показателями дружеских взаимоотношений выступают проявление человеком сочувствия, отзывчивости, взаимопомощи, интереса к деятельности другого человека, забота, известная объективность оценок и самооценок, способность поступится личным желанием в пользу товарища, получая при этом удовлетворение.
Дружба – всеобщий эталон человеческих отношений, «неизменно занимает высшее место в иерархии нравственных отношений».
Дружба формирует нравственные качества ребё нка: взаимопонимание, умение прощать и слушать, сопереживать и заботиться.
В дружбе проявляются нравственные качества ребёнка и одновременно это взаимодействие учит ребёнка позитивному поведению, углубляет нравственные чувства.
Дети все разные, но их сближает потребность в общении, единство интересов и желание играть вместе.
Одной из особенностей детей старшего дошкольного возраста является объединение в группы. Это может происходить, когда они играют вместе, то каждый делится на подгруппу по 2 - 4 человека или в любой другой совместной деятельности. У некоторых детей могут возникать особенные дружеские взаимоотношения. У детей старшего дошкольного возраста можно заметить постоянство в контактах, привязанность в дружеских отношениях. Чаще всего дети, разделяясь на небольшие группы образуют 3- 4 человека, немного реже по двое. Мотив возникновение дружбы уже не просто совместная игра, а поступки другого ребенка, его отношение к другим товарищам и есть ли у них общий интерес. При выборе друга моральные качества переходят на первый план. Ребенок от своего друга ожидает более доверительного отношения, а также высоких оценок в свой адрес нежели от других. На данном этапе для испытания симпатии или неприязни учитываются моральные качества, поведение в общем и также оценки окружающих.
В старшем дошкольном возрасте количество объединений сверстников возрастает, усиливается их устойчивость. Особенность дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста — это их ориентированность на тех детей с кем они больше контактируют, они прислушиваются к их мнению больше других. Чаще всего дети дружат со сверстниками своего пола.
В группе можно заметить 3 типа отношений: собственно–личностные, оценочные и зачатки деловых отношений. В собственно-личностных отношениях может быть что-то одно из трех: симпатия, безразличие и неприязнь. Оценка отношения к другому ребенку не всегда совпадает с мнением взрослого, так как он по-разному относится к сверстникам, которых высоко оценивает и к сверстникам, которых оценивает низко. По мнению психологов, чаще всего, причины выбора товарища не осознаются, подлинные мотивы выбора товарища лежат в эмоциональной сфере ребенка. Общая положительная оценка о другом ребенке может являться причиной дружбы.
Очень важно для развития дружбы старших дошкольников иметь между собой какие–либо сходства. Дети легче налаживают дружеские отношения с теми, кто близко живет или работает вместе с его мамой и т. д. Спустя некоторое время дети начинают замечать и оценивать личность своего товарища, но фактор сходства продолжает действовать. Важное условие для создания дружеского отношения к сверстнику – выражение личного отношения к нему при общении. Если ребенок чаще всего говорит о положительном отношении к другому, то, вероятнее всего, они подружатся.
С переходом от младшей группы детского сада до старшей и подготовительной появляется и развивается коллективность в отношениях. В процессе развития возникают такие изменения: дети младшего возраста дружат в зависимости от отношения ребенка к нему самому, а старшего от отношения и поступков ко всей группе. Это означает, что со временем у детей функциональные связи превращаются в связи более высокого порядка. Особенности межличностных процессов (общения, взаимного оценивания и межличностных отношений в группах детского сада)
позволяют сделать вывод об относительно высоком уровне этих процессов и о наличии первых зачатков дружеских отношений у детей дошкольного возраста, что проявляется в особо благоприятных условиях жизни и совместной деятельности в детском саду. Возрастная динамика дружеских отношений детей проявляется в увеличении содержательности, избирательности устойчивости отношений, потребности в общении.
Таким образом, в основе установления дружеских отношений дошкольников лежит потребность детей в общении со сверстниками. Предпосылки формирования дружеских отношений возникают в младшем дошкольном возрасте, в среднем дошкольном возрасте у детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности, мотивом которых является совместная игра.
В старшем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с формирующимся моральным сознанием ребенка, возникает определенная устойчивость дружеских отношений детей, имеются длительные привязанности.
Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, но и моральные качества сверстника, общий интерес.