Алина Кашунина
Основные принципы закаливания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Кашунина А. В., студент 2 курса магистратуры "Воспитательная деятельность с молодежью" САФУ им. М. В. Ломоносова
Колмакова М. В., воспитатель МБДОУ ЦРР Детский сад "Подснежник" №173, 1 категория
Закаливание детей-является важным элементом здорового образа жизни. Дети старшего дошкольного возраста больше чувствительны к влажности воздуха, а также быстрее, чем взрослый человек перегреваются. Те дети, которые начинают закаляться в раннем возрасте в дальнейшем меньше болеют.
Публикация «Основные принципы закаливания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Закаливание, основанное на использовании в целях укрепления здоровья, природных факторов, применяется человеком с глубокой древности. На его благотворительную роль указывали Гиппократ, Аристотель, Цельс, Авиценна. Мысли о пользе закаливания содержаться в работах отечественных медиков – С. Г. Зыбелина, М. Я. Мудрова, Ф. И. Иноземцева, Н. И. Пирогова, А. М. Филомафитского [1].
Чтобы человек достиг результата, необходимо соблюдать существенные принципы. Наиболее важные из них — систематичность, постепенность и последовательность раздражающего воздействия, учет индивидуальных особенностей, самоконтроль и комплексность воздействия природных факторов.
Систематичность предполагает, что закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-4 недели, а у детей через 5-7 дней.
Ни в коем случае нельзя начинать закаливание сразу же с обливания холодной водой. Такое закаливание может принести вред здоровью. Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учетом состояния организма и характера его ответных реакций на применяемое воздействие. Иными словами, Силу раздражителя увеличивают постепенно. В весенне-летний период, когда закаливание происходит стихийно в связи с облегчением одежды, купанием в открытых водоёмах и т. п., снижение температур воды и воздуха можно проводить более интенсивно. Когда закаливания проводят в осенне-зимний период, температуру воды и воздуха снижают со значительно большими интервалами.
При закаливании важно также учитывать индивидуальные особенности ребенка. Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия. Врачебный контроль в ходе закаливания позволит выявить эффективность закаливающих процедур либо обнаружить нежелательные отклонения в здоровье, а также даст врачу возможность планировать характер закаливания в дальнейшем. При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур учитываются разные индивидуальные особенности человека — возраст, состояние здоровья, другие факторы. Объясняется это тем, что реакция организма на закаливающие процедуры у разных людей неодинакова. Дети, например, обладают большей, чем взрослые, чувствительностью к влиянию внешних факторов. Лица, слабо физически развитые или недавно перенесшие какое-либо заболевание, также значительно сильнее реагируют на воздействие метеорологических факторов по сравнению со здоровыми людьми. Наконец важно учитывать также климатические условия, в которых живет и работает человек, а также различные капризы погоды [2].
Также детям на занятии можно показать небольшие мультфильмы о закаливании.
Список мультфильмов о закаливании: (Ссылки)
1)https://www.youtube.com/watch?v=CZF4Iq3ObhY]Лунтик. Закаливание
2)https://www.youtube.com/watch?v=21ybOMPHJ7Y]Аркадий Паровозов. Закаливание
3)https://www.youtube.com/watch?v=okjt6KBVvaw]Смешарики. Закаливание
Эти поучительные мультфильмы помогут детям узнать, что такое закаливание и какие есть методы и приёмы закаливания.
Также педагог может сделать буклет и порекомендовать родителям блоги проверенных врачей.
Одним из них является доктор Комаровский. Как правильно закаливать горло? (Ссылка)
Педагогам и родителям можно использовать следующую литературу:
1. Апарин В., Крылов В. О пользе хождения босиком // Наука и жизнь. - 2010. - №3 - с. 40-43
2. Артюхов Ю. А. Как закалить свой организм. - Минск: Харвест, 1999. - 224с.
3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 198с.
4. Праздников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста - М. : Медицина, 2010. - 220с.
Педагог и тем более родители должны быть заинтересованы в том, чтобы ребенок был здоров и укреплял своё здоровье.
Список использованных источников:
1. Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка», изд. «РМГ Мультимедиа», 2016 год
2. Макаров В. А. Физиология закаливания 2015. - 98 с.