Ольга Меньщикова
Основные дидактические принципы эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
О. С. Меньщикова, воспитатель
МБДОУ ДС №37 “Соловушка”,
г. Старый Оскол, Белгородской области
Статья: «ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Принцип целостности, неразрывности в знаниях, умениях и впечатлениях, «входящих» в душу ребенка, которые не должны прерываться другими впечатлениями, пока не закрепятся полученные без переключений детского мозга с одного предмета на другой. Исходя из этого принципа, мы не ограничивали время детской изобразительной деятельности, предоставив детям право заниматься творчеством, насколько позволяют силы и интерес. Также мы сочли целесообразным ввести игровые упражнения второй серии занятий, как часть занятия по карандашной графике, чтобы не нарушать целостности детского восприятия, обеспечить преемственность в знаниях, умениях впечатлениях при переходе к технике «граттаж».
Публикация «Основные дидактические принципы эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
Принцип индивидуальности с устранением унификации (выравнивания уровня обучения) детей. На основе этого принципа были разработаны задания разной степени сложности, в зависимости от эстетической одаренности детей и сформированных у них рисовальных умений.
Принцип природосообразности, т. е. адекватности методики возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста с преобладанием игровых, воображаемых ситуаций, что и реализовано в игровых приемах преподавания. Как известно, чем меньше ребенок, тем больше место в его воспитании и обучении занимает игра. Учитывая значение игровых приемов, непосредственное обучение технике «граттаж», мы начали с игровых упражнений, цель которых была повысить эффективность обучения детей изображению простейших линейных форм и развитию рисовальных движений. При обучении изображению пространства использовались следующие игровые приемы: рассматривание пейзажа на прогулке через «видоискатель» - «фотографирование» и «проявление снимков» на занятии, путем изображения, воспринятого в рисунке; обыгрывание игрушки-персонажа; использование игрушек для рисования с натуры; использование воображаемого персонажа; привлечение детей для использования определенной роли. В последнем случае изобразительная деятельность детей на занятии строилась по типу аналогичной деятельности взрослых (художники-иллюстраторы сказок). Однако при использовании игровых моментов мы не забывали о выполнении учебной задачи приобретения детьми новых знаний, умений, навыков.
Принцип оценки того, что ребенком сделано успешно, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать. В таких случаях мы предоставляли детям возможность закончить или исправить работу позднее. Принцип вариативности в выборе образа и способа его изображения с целью создания зрительного ряда, в котором ребенок может выбрать вариант задания, которое его заинтересовало. Для этого, количество имеющихся вариативных образов, или эскизов, должно быть не меньше количества людей, посещающих занятия.
Принцип учета заинтересованности детей.
Принцип сотворчества, сотрудничества, преподавателя с учениками, обеспечение условий, при которых ребенок не боится о своем непонимании, может выбрать задание не слишком легкое и не слишком трудное не переутомляться. Мы старались взять на себя роль советчика и старшего товарища. Упражнять детей в «процарапывание» линий как простейших элементарных художественных средств графики в технике граттаж. Были запланированы три основных упражнения, рассчитанные на 10-15 минут и входившие в занятия по карандашной графике.
Упражнение «Трава».
Цель: упражнять детей в выполнении вертикальных штрихов, ритмичных, постепенно уменьшающихся.
Упражнение «Камешки и песок».
Цель: упражнять детей в изображении точек и элементов круглой формы, ритмичных, постепенно уменьшающихся.
В обоих упражнениях использовались следующие методы: беседа воспитателя с детьми; показ воспитателя приёмов изображения; игровой момент ( дети дополняли движения словами: «Сначала мы видим высокую травку, вот такую, потом – пониже, вот такую, потом – ещё ниже…», «На берегу лежат большие округлые камешки, вот такие, подальше - поменьше, вот такие, дальше - ещё меньше, а вокруг рассыпан мелкий - мелкий песок»). Дети представляли себе листок бумаги лужайкой или берегом моря. В конце занятия – краткий самоанализ и показ детских рисунков.
Упражнение «Шарики». Цель: научить детей правильно и красиво штриховать простую форму, пользуясь линейкой. После вступительной беседы, на доске показывали прием штриховки.
В качестве сюрпризного игрового момента, использовались воздушные шары, которые детям предлагалось нарисовать (как бы с натуры) и аккуратно заштриховать. В процессе работы давались указания, касающиеся техники выполнения. В конце просмотр и оценка детских работ. Упражнения планировались на занятиях как основные и в отдельных случаях использовались повторно для закрепления поставленных перед детьми задач. Цель третьей серии занятий изучить особенности изображения детьми пространства средствами «граттаж».
Занятие «Небо и земля». Цель: дать детям представление о пространстве и учить изображать его, используя элементарное средства выразительности – линии.
Методы и приемы: вступительная беседа; рассказ о пространстве, линии горизонта, показ наглядных средств, изображающих открытое пространство, показ выразительных средств (различные штрихи и линии); указания, касающиеся техники выполнения, просмотр детских рисунков и самоанализ. Наглядные пособия: схематические изображения пространства.
Занятие «Дерево». Цель: учить детей изображать элементы природы в пространстве, используя средства «граттаж», учить детей использовать такие средства выразительности как объем и «расчищение» поверхности.
Метод и приемы: «фотографирование» детьми на прогулке элементов пейзажа через окошки самодельных фотоаппаратов; рассматривание и анализ работ, выполненных на прошлом занятии, беседа об особенностях изображения пространства и внешнем виде деревьев, использование для анализа детских работ образцов художественной литературы, отрывков из песен, сказок: «В лесу родилась ёлочка», «Во поле береза стояла», «…Вышла Машенька в чистое поле, глядь, а там яблонька с наливными яблочками…» и др.
Мы знакомили детей с произведениями, выполненными в технике граттаж с целью вызвать и закрепить интерес детей к изображениям новой для них графической техникой. Дети проявили интерес и желание выполнять рисунок в новой технике.
Список литературы
1. Казакова, Р. Г. Принципы нанесения в методике Преподавания изобразительного искусства в студиях развития детского творчества. В кн. : Воспитание свободной независимой, ответственной личности [Текст]/ Р. Г. Казакова. - СПб. ,1994.
2. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст]/ Т. Г. Казакова. - М. : «Педагогика», 1983
3. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]/ Т. Г. Казакова. - М. : «Просвещение», 1985