Лучший педагог года

Основные арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений

Иванова Алёна Витальевна
Основные арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: «Основные арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений».

В статье описывается применение арт-терапии при работе с воспитанниками социозащитных учреждений. Дается краткая характеристика используемых изобразительных материалов и техник.

Автор: Герасимова А. В., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Аннотация: В статье описываются основные методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов в социозащитном учреждении, показана целесообразность данных методов при работе с воспитанниками социозащитных учреждений».

Публикация «Основные арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений» размещена в разделах

Ключевые слова: арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, куклотерапия.

В современном мире профессия воспитателя становится все более и более востребованной. Работа воспитателя в системе социальной помощи — это очень сложная миссия. В органы социальной защиты входит много учреждений, одно из них это «СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит», основной целью которого является оказание воспитанникам квалифицированной социально-медико-психолого-педагогической помощи, направленной на максимально полную и своевременную их социальную абилитацию, реабилитацию и адаптацию [1]. Одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит» является сохранение здоровья каждого ребёнка в процессе реабилитации [2].

Счастливый ребенок не испытывает дискомфорта внутри своей личности, живет в гармонии с собой и другими, чувствует свою защищённость и уникальность. Здоровая личность формируется только в условиях психологически комфортного климата. Во все времена ученые в области педагогики и психологии, подчеркивали важность гуманизации образования, индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в семье, детском коллективе атмосферы психологического комфорта. Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие детей.

В учреждении работают квалифицированные специалисты. В коррекционной работе педагоги используют различные формы обучения и элементы современных психолого-педагогических технологий, внедряют в реабилитационный процесс инновационные формы и методы работы, что позволяет добиваться положительных результатов реабилитации. Воспитатели социального центра в своей работе отдают предпочтение арт-терапевтическим методам, таким как: песочная терапия, а именно рисование песком на световых планшетах, куклотерапия, сказкотерапия.

Арт-терапия — или лечение искусством. Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития, аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. Для многих детей, прибывающих в социальном центре, характерны проблемы с утомляемостью, распределением и переключением внимания, характерна склонность к аффективным проявлениям в поведении, повышенная конфликтность. Многие дети испытывают трудности в распознавании основных эмоций и в выражении собственных эмоций. Все эти проблемы успешно помогают решать методы арт-терапии. Арт-терапевтическая работа способствует социально-психологической и социокультурной реабилитации воспитанников приюта. Возможности арт-терапии позволяют решать такие важные задачи, как формирование способностей к саморегуляции и контролю за своим поведением, развитие эмоционально-волевой сферы детей, профилактика агрессивных действий и конфликтов в детской среде, формирование способностей к самопознанию, саморазвитию, формирование навыков коммуникативного поведения.

Арт-терапевтические методы являются мощным средством работы воспитателя с воспитанниками социозащитных организаций. Они позволяют создать положительный эмоциональный настрой, облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми, снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля. Методы арт-терапии являются универсальными и успешно могут использоваться как на занятиях воспитателя, так и в дальнейшем самими родителями при занятиях дома [4].

Инновационные педагогические технологии

Развивая творческие способности детей, воображение, творческую активность, речь, мелкую моторику, педагоги и психологи используют песочную терапию. Данная технология универсальна и позволяет решать задачи диагностики, коррекции и воспитания детей. Рисование песком в целях стабилизации и коррекции эмоционального состояния используется в работе с детьми, имеющими такие проблемы как: агрессивность, непослушание, гиперактивность, неуверенность в себе, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также с имеющими различного рода психосоматические заболевания. Необходимо отметить, что при помощи песка благодаря свободным движениям рук, возможности исправить изображение, внести в него необходимые изменения ребенок имеет больше возможностей для самореализации, чем при использовании карандаша и бумаги, которые зачастую его сдерживают, требуют дополнительного напряжения и контроля. Поэтому рисование песком помогает развить внутреннюю свободу, проявить спонтанность и творчество [3]. Специалисты обращают внимание на терапевтическое влияние песка как природного материала, отмечая, что песок способен «заземлять», забирать негативные эмоции и задерживать негативную психическую энергию. Манипулируя песком (разглаживания его, пересыпая, просеивая между пальцами и пр., ребенок обретает душевное равновесие. Указанные свойства изобразительного материала позволяют рассматривать рисование песком как средство влияния на чувственную сферу ребенка, развития его эмоциональной сферы и профилактики эмоционального неблагополучия у детей [4].

Действительно, рисование для ребенка выступает как творческий акт, в котором ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Sand-art или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах или световых планшетах. Данный метод предполагает использование различных приемов рисования: «вырезание» пальцем рисунка на песке, рисование ладонью, рисование большими пальцами, одновременное использование нескольких пальцев, насыпание из кулака, отсечение лишнего, украшение декоративными камнями, использование различных фигурок. Рисование песком можно включать в проведение различных занятий: индивидуальных и групповых занятий, социально-психологическое консультирование, оказание психологической помощи поддержки, мероприятия по психологической разгрузке, занятия психопрофилактической направленности [4]. Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка из собственных рук. Пусть ребенок погрузит обе руки в песок, почувствует его, пересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования, создавать песочные картины, дать полную свободу фантазии. Таким образом, рисование на световых планшетах обладает значительным здоровьесберегающим потенциалом, и успешно используется в системе реабилитации.

Методы арт-терапии обширны и многогранны. Они позволяют друг друга дополнять, вносить разнообразие, расширять терапевтические возможности каждого метода. Важное преимущество методов арт-терапии — возможность их комбинирования с другими видами работы. Песочное рисование может сочетаться со сказкотерапией, куклотерапией.

Сказкотерапия широко используется для разрешения конфликтов в детской среде, улучшения социальной адаптации детей, в коррекционной работе со страхами, нарушением поведения. Для решения всех этих задач метод сказкотерапии незаменим. Он не только способствует коррекционной работе, но и повышает самооценку, создаёт благоприятный психологический климат в коллективе. Сказку используют в своей работе и психологи, и педагоги. Отражая в сказке детские проблемы, помогая ребенку справиться с ними не травмируя, воспитатель оказывает современную помощь и консультацию [5]. В сказке всегда Добро побеждает Зло. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоциональночувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. Педагоги и психологи в своей практике использует несколько вариантов работы со сказкой: рассказывание сказки, групповое сочинение сказки, решение сказочных задач, рисование сказки, рисование и постановка сказки на песке, театрализованная постановка сказки с использованием кукол и ширмы.

Для достижения положительных результатов в реабилитационной работе важно использовать сочетание всех вариантов работы со сказкой. Рассказывание сказки способствует положительно воздействует на психику ребенка, дети знакомятся с понятиями «добра» и «зла», познаю новое. Сказка подбирается в соответствии с возрастом ребенка, особенностями характера [6]. Для решения задач, связанных с неблагоприятным климатом в группе, раскрепощения детей, отличным способом, является коллективная работа. Сочинение сказки дает полную свободу детской фантазии, создает благоприятный климат в коллективе, развивает коммуникативные навыки детей. После прослушивания или сочинения сказки, ее лучше зафиксировать, или нарисовать. Нарисовать сказку можно как на листе бумаги, так и в песочнице.

Данный вариант работы со сказкой развивает воображение, мелкую моторику, способствует успешному закреплению результатов сказкотерапии. Во время театрализованных постановок сказок, дети становятся более раскрепощенными, коммуникабельными, они могут «примерять» на себя различные роли, учатся сопереживать. Даже самый застенчивый ребенок, прячась за ширмой раскрывается, входит в роль и не боится проявить себя. [5] Сказкотерапия напрямую связана с методом куклотерапии.

Цель куклотерапии — помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Таким образом, если ребенку подобрать соответствующие игрушки, у него появляется возможность выразить свои чувства [5]. Отличный вариант работы со сказкой — это изготовление куклы. Любое изготовление куклы — это своего рода релаксация, когда ребенок погружен в творческий процесс он расслаблен и умиротворен. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, улучшается концентрация внимания.

Навыки, приобретенные в процессе арт-терапии, после ее завершения помогают ребенку справляться с трудностями, жить в гармонии с собой и миром. Воспитание здоровой личности — основная задача семьи и общества, ведь дети— это наше будущее. Вся работа педагогов направлена на интеграцию и социализацию детей, развитие их творческого потенциала, здесь есть возможность для каждого ребенка проявить себя, научиться сопереживать, научиться справляться с различными жизненными ситуациями.

Литература:

1. Федеральный закон от 28 января 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

2. ГОСТ Р 52883–2007. «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».

3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб. : Речь, 2010. — 340 с.

4. Тупичкина Е. А. Мир песочных фантазий. — М. : АРКИ, 2016. — 112 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб. : Речь, 2006. — 310 с.

6. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. — 15-е. — Академический проект, 2018.—201 c.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Одному всегда труднее справиться со своими пробелами. Опыт работы службы сопровождения выпускников интернатных учрежденийОдному всегда труднее справиться со своими пробелами. Опыт работы службы сопровождения выпускников интернатных учреждений Я работаю в «Комплексном центре социального обслуживания населения № 4» в отделении помощи семье и детям. На базе нашего Центра в апреле.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнатеОсновные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Нетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУНетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУ Взаимодействие с родителями на базе ДОУ, является неотъемлемой частью работы, как воспитателей, так и музыкального руководителя. Праздники.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 16:53
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные арт-терапевтические методы реабилитационной работы с воспитанниками социозащитных учреждений» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Алёна Витальевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД