Наталья Платонова
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с использованием макетов
▼ Скачать + Заказать документы
Для использования в дошкольных образовательных учреждениях различных форм работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма большое значение имеет правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно-игровое оборудование и материалы позволяют детям многократно воспроизводить в специально-созданных ситуациях поведение пешехода, водителя, пассажира и велосипедиста. Реалистичность, соответствие действующим правилам дорожного движения - обязательное условие для игрового и развивающего материала.
Темочки:
- Макеты. Изготовление макетов для детей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Макеты улиц, дорог и перекрестков
- ПДД. Правила дорожного движения
- Предметный мир. Игры, дидактические пособия
- Темочки
С помощью уменьшенных копий дорожных знаков, объемных макетов и моделей удобно создавать различные дорожные ситуации и предлагать детям участвовать в них.
Можно использовать не только настольные игры, но и учебные напольные площадки или тренажерное оборудование. Чем более высокую степень вовлечения в процесс наглядности и интерактивности будут иметь занятия ПДД в детском саду, тем лучше и быстрее необходимая информация будет усваиваться.
Поэтому, организация макетной игровой среды является значимым компонентом проводимой работы в нашем детском саду. Работа с макетами является самой эффективной формой развития и обучения детей предвидению опасности и безопасному поведению на улицах и дорогах. Использование макетов позволяет моделировать опасные и безопасные дорожные ситуации, направлено на развитие целостности восприятия дорожной среды, наблюдательности, включенности в процесс познания азбуки и основ безопасности дорожного движения.
Макеты – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. А также макеты являются важнейшим средством формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге и развитию умения замечать и предвидеть опасные ситуации на дороге.
Макет — модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Макет предназначен для воссоздания объекта,используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого, невозможно или просто нецелесообразно.
напольными; имеют более крупные конструкционные объемы;
настольными; размер макетов ограничивается размером стола или его части;
настенными; объемные картины с передним предметным планом;
Настольные макеты могут быть двух видов
Макеты – модели представляют собой уменьшенные целостные объекты. Макеты-модели представляют собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, светофоры). Лучше всего такой макет держать в коробке с крышкой.
Макеты – карты отображают довольно большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и нескольким ключевыми объектами – маркерами пространства и направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих ее объектов.
Так, на макете – карте «Улицы нашего города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами. Достоинство универсального макета состоит в том, что он допускает вариативное использование игрушек. При этом задействуются мелкий игровой материал, способствующий разнообразным комбинациям событий, активизирующий комментирующую речь; в ней ребенок поднимается от предметно-ролевых действий до оперирования целостными событиями (их словесного обозначения и лаконичной реализации через физическое перемещение и перекомбинирование игрового материала).
При создании макетов используются фланелеграф, настенные и настольные магнитные доски, плоскости-подставки из различных безопасных материалов, которые могут быть двусторонними.
Макет наполняется разнообразным предметным материалом: части дороги, дорожные знаки, светофоры, транспорт, пешеходы, инфраструктура, который может быть изготовлены воспитателями совместно с детьми, родителями, а также можно использовать готовые игрушки и атрибуты. Для реалистичности обыгрывания ситуаций лучше использовать фигурки людей : мужчина, женщина, ребёнок. Все элементы макета должны быть соразмерные. Кроме этого для напольного макета можно использовать конструктор, модули. Дляобыгрываниенапольных макетов используются сюжетно-ролевые игры: «Водитель», «Пост ГИБДД», «Автобус», «Авторасса».другие.
Требования к макету :
1. Он должен быть устойчив и легко перемещаться с места на место.
2. Макет должен быть удобным в обращении, доступен дошкольникам для свободного выбора.
3. Макет должен соответствовать возрасту детей, объему их представлений.
4. Макет должен быть эстетически оформлен.
5. Макет должен быть реалистичным и достоверным.
6. Макет должен быть безопасными.
Макеты обладают следующимикачествами:
Полифункциональностью. Макеты могут быть гибко использованы в соответствии с задачами, поставленными педагогами, содержанием программы, возрастом детей, замыслом ребенка,
Трансформируемостью. Это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию. Все предметы макета легко переставляются, меняется расположение маркеров.
Возможностью применения макетов в совместной и самостоятельной деятельности. Макеты могут использоваться одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как равноправного партнера, также и индивидуально.
Дидактическими свойствами. Макеты несут в себе способы обучения ребенка.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.
Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности
Таким образом, использование универсальных макетов способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, что решает задачи отраженные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования