Получи документы

Организация краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста

Федотова Анна
Организация краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста

Автор:Федотова А. В. ,воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 156 «Волжаночка»,г. Ульяновск, Россия

Аннотация. В статье представлены цели и задачи краеведческой работы с дошкольниками, в краткой форме описаны методы и формы краеведческой работы в ДОУ, а также организация работы с родителями по данному направлению.

Актуальность краеведческого образования заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста, так как воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, формирует нравственные качества, развивает бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Публикация «Организация краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием различных сфер личности — интеллектуальная сторона, нравственно-волевая и эмоциональная. Дети уже способны принимать и усваивать ценности общества из своего окружения. Поэтому важно начинать краеведческую работу уже с детского сада, в возрасте, когда дети активно социализируются и происходит их становление, как личностей.

Важное значение краеведческой деятельности в ДОУ для старших дошкольников в качестве значимого средства приобщения их к культурным традициям родного края, сложно переоценить. Ведь среди основных факторов для формирования историко-патриотического сознания детей можно уверенно назвать их знакомство с историей своего региона, города, посёлка. Актуальность развития интересов дошкольников в данной сфере обусловлена социальными запросами общества, поскольку чем более содержательными и глубокими окажутся знания детей о своём крае, особенностях исторического развития, природе, культурных обычаях, тем более действенными они станут в процессе приобщения дошкольников к культуре своего края.

Основным задачами нравственно-патриотического воспитания являются:

-формирование в ребёнке общечеловеческих, нравственных качеств;

-приобщение к истокам культуры, природе родного края;

-воспитание эмоционально-действенного отношения.

Данные задачи реализуются через все образовательные области развития дошкольника.

Цель и задачи краеведческой работы в ДОУ

Цель – воспитание у детей любви к родному краю, знакомство с его историей, природой и культурой.

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие:

-Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

-Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за неё, восхищение её красотой.

-Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

-Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

-Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

-Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Формы краеведческой работы в ДОУ

Формы работы в этом направлении в ДОУ разнообразны: непосредственно образовательная деятельность, беседы, викторины, прогулки, праздники, развлечения, экскурсии, наблюдения, создание фотоальбомов, фотовыставок.

Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной позиции:

чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

просмотр презентаций и видеофильмов о малой родине, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к детям, рассмотреть их в деталях, пережить чувства гордости и восхищения;

рассматривание иллюстраций книг, слушание историй, рисование и конструирование;

беседы о жизни малой родины, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций;

использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, площади, памятника и даже макета детского сада);

участие в играх «Город-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить);

использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов.

Данное содержание успешно интегрируется со всеми образовательными областями развития дошкольников.

Взаимодействие с родителями воспитанников

Ознакомление дошкольников с родным городом происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, консультативно – информационную работу.

Примерные формы сотрудничества:

-родительские собрания — «Влияние знаний о родном городе на игры детей», «Развитие инициативы и самостоятельности детей в познании истории родного города», «Читаем с детьми о родном крае»;

консультации — «Так ли важен пример родителей в воспитании у детей любви к родному городу?», «Куда сходить с ребенком в выходной?»;

семинары-практикумы, тренинги, деловые игры — «Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы края», «Игры в пути» (экология родного края, достопримечательности, «Назови лишнее»;

устные журналы — «Как организовать ознакомление детей с родным городом?» (этапы, «Формирование интереса у детей к речевому творчеству»

педагогические гостиные «Творим вместе!» (поделки из природного и бросового материала, «Мир на кончиках пальцев» (обследование объектов);

встречи с интересными людьми (родителями — работниками важных городских предприятий, заводов, фабрик, представителей различных профессий, ветеранами Великой Отечественной Войны)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Альмушева, Е. Н. Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края / Е. Н. Альмушева, Е. М. Григорьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 31-33. —

2. Иванова, И. М. Краеведение в детском саду / И. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 6-8.

3. Федорова, А. Г. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ / А. Г. Федорова, Л. В. Чекмазова, Е. М. Леднева, А. К. Какуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 953-954. —

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только.

Фото и видеоотчет «Организация свободного рисования с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста»Фото и видеоотчет «Организация свободного рисования с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста» Цель: Учить детей овладевать техническими умениями: рисовать цветными карандашами. В формировании личности ребенка с ОВЗ, неоценимое значение.

Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра» Интегрированная ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»МБДОУ д/с №40 г. Красногорск.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возрастаНетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возраста Дорогие, коллеги! Хочу с вами поделиться опытом работы с детьми по изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках. Все мы знаем,.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 30 декабря 2023 в 12:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД