Федотова Анна
Организация краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:Федотова А. В. ,воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 156 «Волжаночка»,г. Ульяновск, Россия
Аннотация. В статье представлены цели и задачи краеведческой работы с дошкольниками, в краткой форме описаны методы и формы краеведческой работы в ДОУ, а также организация работы с родителями по данному направлению.
Актуальность краеведческого образования заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста, так как воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, формирует нравственные качества, развивает бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Публикация «Организация краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием различных сфер личности — интеллектуальная сторона, нравственно-волевая и эмоциональная. Дети уже способны принимать и усваивать ценности общества из своего окружения. Поэтому важно начинать краеведческую работу уже с детского сада, в возрасте, когда дети активно социализируются и происходит их становление, как личностей.
Важное значение краеведческой деятельности в ДОУ для старших дошкольников в качестве значимого средства приобщения их к культурным традициям родного края, сложно переоценить. Ведь среди основных факторов для формирования историко-патриотического сознания детей можно уверенно назвать их знакомство с историей своего региона, города, посёлка. Актуальность развития интересов дошкольников в данной сфере обусловлена социальными запросами общества, поскольку чем более содержательными и глубокими окажутся знания детей о своём крае, особенностях исторического развития, природе, культурных обычаях, тем более действенными они станут в процессе приобщения дошкольников к культуре своего края.
Основным задачами нравственно-патриотического воспитания являются:
-формирование в ребёнке общечеловеческих, нравственных качеств;
-приобщение к истокам культуры, природе родного края;
-воспитание эмоционально-действенного отношения.
Данные задачи реализуются через все образовательные области развития дошкольника.
Цель и задачи краеведческой работы в ДОУ
Цель – воспитание у детей любви к родному краю, знакомство с его историей, природой и культурой.
К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие:
-Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
-Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за неё, восхищение её красотой.
-Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
-Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
-Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
-Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Формы краеведческой работы в ДОУ
Формы работы в этом направлении в ДОУ разнообразны: непосредственно образовательная деятельность, беседы, викторины, прогулки, праздники, развлечения, экскурсии, наблюдения, создание фотоальбомов, фотовыставок.
Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной позиции:
чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
просмотр презентаций и видеофильмов о малой родине, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к детям, рассмотреть их в деталях, пережить чувства гордости и восхищения;
рассматривание иллюстраций книг, слушание историй, рисование и конструирование;
беседы о жизни малой родины, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций;
использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, площади, памятника и даже макета детского сада);
участие в играх «Город-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить);
использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов.
Данное содержание успешно интегрируется со всеми образовательными областями развития дошкольников.
Взаимодействие с родителями воспитанников
Ознакомление дошкольников с родным городом происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, консультативно – информационную работу.
Примерные формы сотрудничества:
-родительские собрания — «Влияние знаний о родном городе на игры детей», «Развитие инициативы и самостоятельности детей в познании истории родного города», «Читаем с детьми о родном крае»;
консультации — «Так ли важен пример родителей в воспитании у детей любви к родному городу?», «Куда сходить с ребенком в выходной?»;
семинары-практикумы, тренинги, деловые игры — «Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы края», «Игры в пути» (экология родного края, достопримечательности, «Назови лишнее»;
устные журналы — «Как организовать ознакомление детей с родным городом?» (этапы, «Формирование интереса у детей к речевому творчеству»
педагогические гостиные «Творим вместе!» (поделки из природного и бросового материала, «Мир на кончиках пальцев» (обследование объектов);
встречи с интересными людьми (родителями — работниками важных городских предприятий, заводов, фабрик, представителей различных профессий, ветеранами Великой Отечественной Войны)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Альмушева, Е. Н. Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края / Е. Н. Альмушева, Е. М. Григорьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 31-33. —
2. Иванова, И. М. Краеведение в детском саду / И. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 6-8.
3. Федорова, А. Г. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ / А. Г. Федорова, Л. В. Чекмазова, Е. М. Леднева, А. К. Какуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 953-954. —