светлана городкова
Опытно-экспериментальная работа по организации образовательного процесса в малокомплектном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Городкова С. Н.
Опытно-экспериментальная работа по организации образовательного процесса в малокомплектном детском саду.
Аннотация. Организация педагогического процесса в разновозрастных группах, и методическая работа имеют свои особенности и сложности, требует от воспитателя и заведующего знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в малокомплектных ДОУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста. Для этого необходимо помогать воспитателям, выбрав действующие формы методической работы.
Публикация «Опытно-экспериментальная работа по организации образовательного процесса в малокомплектном детском саду» размещена в разделах
Ключевые слова. Методики, исследования, управленческая деятельность, кадровое обеспечение, педагогические условия.
Отечественное дошкольное образование в настоящее время
подвергается серьезным трансформациям. При этом можно выделить как
положительные тенденции, так и требующие решения, негативные явления.
Одной из подобных проблем можно считать вопрос управления
малокомплектным сельским дошкольным образовательным учреждением.
Расположенный в сельской местности детский сад имеет целый ряд
характерных черт, отличающих его от дошкольных образовательных
учреждений крупных населенных пунктов. Нередко подобный детский сад
представляет собой единственное образовательное учреждение для
дошкольников, которое призвано оказывать населению качественные
образовательные и воспитательные услуги.
Малокомплектные детские сады продолжают существовать, а ведь именно характерные черты возраста детей детерминируют специфику педагогической деятельности в подобных образовательных учреждениях. От сотрудников дошкольных образовательных учреждений требуется владение разнообразными методами развития и воспитания детей, современными педагогическими технологиями. Но необходимо отметить, что в настоящее время практически отсутствуют современные научные рекомендации и методические разработки по работе с детьми в разновозрастных группах. В связи с этим высокую актуальность сохраняет организация деятельности с дошкольниками в малокомплектном ДОУ.
Цель исследования - изучение педагогических условий организации образовательного процесса в малокомплектном детском саду.
База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 Некрасовского муниципального района Ярославской области.
Выборка исследования – 25 детей дошкольного возраста, воспитывающихся на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6 Некрасовского муниципального района Ярославской области в возрасте от 4 до 6 лет.
Программой обучения и воспитания детей в разновозрастной группе на территории дошкольной образовательной организации для старшей подгруппы (4-6) лет в рамках математического развития предусмотрено формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Согласно анализу образовательной программы обучения и воспитания детей в разновозрастной группе на территории дошкольной образовательной организации нами были выбраны следующие критерии для диагностики (табл. 3). Для диагностики уровня сформированности математических представлений мы использовали методики диагностики В. П. Новиковой. В таблице 3 представлены критерии, по которым проводилась диагностика общего уровня сформированности математических представлений детей разновозрастной группы. Методики подбирались в соответствии с возрастом, т. е. большее внимание было уделено именно игровым методикам.
Таблица 3
Критерии оценки общего уровня сформированности математических представлений
Критерий Диагностическая методика
Навыки счета Сюжетно-дидактическая игра «Магазин»
Знание цифр Сюжетно-дидактическая игра «Магазин»
Умения соотносить количество предметов с цифрой Сюжетно-дидактическая игра «Магазин»
Умение отсчитывать количество на один предмет больше или на один меньше Игра «Ленты для кукол»
Умение сравнивать две группы предметов, по-разному расположенные Игра «Поезд»
Более подробно методики описаны в приложении 1.
При проведении данных методик определялся общий балл по всем методикам, на основании которых присваивался общий уровень развития математических представлений дошкольников:
Высокий уровень (4-5 баллов) – Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Ребенок умеет считать до 5, может сопоставить вид цифры с ее значением, разложить цифры по порядку.
Средний уровень (2 -3,5 баллов) – С помощью взрослого (после показа или объяснения взрослым приёмов наложения и приложения) ребё нок устанавливает количественное соответствие двух групп предметов: правильно располагает предметы с целью сравнения их количества; или же при определении результатов сравнения предметов ребёнок допускает ошибки, но может устранить их по указанию или просьбе взрослого. Ребенок умеет считать до 5, однако не может сопоставить вид цифры с ее значением, не может разложить цифры по порядку.
Низкий уровень (до 2 баллов) – Ребёнок затрудняется самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов. Ребенок не умеет считать до 5, однако не может сопоставить вид цифры с ее значением, не может разложить цифры по порядку
Представим результаты исследования группы на констатирующем этапе исследования в таблице 4.
Рисунок 1. Результаты общего уровня математических представлений на констатирующем этапе исследования
Как видим из рисунка 1, на констатирующем этапе исследования результаты общего уровня сформированности математических представлений в группе оказались на среднем уровне. На основании проведенного исследования далее была проведена реализации педагогических условий по повышению эффективности организации образовательного процесса в малокомплектном детском саду.
Реализация педагогических условий проводилась в течение 3 недель. По каждому из педагогических условий проводилось по 1-2 занятия в месяц. Всего было проведено 6 мероприятий по каждому педагогическому условию, в общей сложности было проведено 18 мероприятий.
Для реализации данной методики предлагаются следующие методические рекомендации.
Каждая игра должна проводиться по определенным правилам. Эти правила формулируется в соответствии с содержанием игры, они всегда завязаны на воспроизведении действительных отношений между людьми (продавца и покупателей, начальника строительства и рабочих, мамы и дочки и т. д.). Выполняя какую-либо роль в игре, ребенку значительно легче и успешнее подчиняться правилам, которые диктуются этой ролью, чем полноценным правилам игры. Это происходит, т. к. большинство правил игры устанавливается детьми самостоятельно и данный факт доставляет им больше удовольствия.
В результате проведения контрольного этапа исследования высокий уровень сформированности математических представлений показали 9 детей против 3 на констатирующем этапе исследования, средний уровень сформированности математических представлений показали 14 детей против 15 на констатирующем этапе исследования, низкий уровень сформированности математических представлений показали 2 ребенка против 7 на констатирующем этапе исследования (рис. 2).
Рисунок 2. Результаты общего уровня математических представлений на контрольном этапе исследования
Как видим из рисунка 2, на контрольном этапе исследования результаты общего уровня сформированности математических представлений в группе получили улучшение уровня математического развития у всей группы детей. Таким образом, организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду станет более эффективна при использовании следующих педагогических условий организации образовательного процесса в малокомплектном детском саду :
- будет проведена работа по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала;
- будет проведена работа по усовершенствованию содержания основных видов деятельности ДОУ в соответствии с возрастными особенностями воспитанников: в области коллективных мероприятий для всех детей и индивидуальных мероприятий для разных возрастных групп (4-5 лет и 5-6 лет);
- будут применяться нестандартные методы воспитания в образовательной деятельности дошкольной организации.
Для определения эффективности применяемых педагогических условий дополнительно нами была проведена диагностика математического развития детей второй возрастной группы. В результате проведения исследования на констатирующем этапе исследования результаты общего уровня сформированности математических представлений в группе оказались на среднем уровне.
На контрольном этапе исследования результаты общего уровня сформированности математических представлений в группе получили улучшение уровня математического развития у всей группы детей. Таким образом, нами доказано, что организация образовательного процесса в малокомплектном детском саду станет более эффективна при использовании следующих педагогических условий организации образовательного процесса в малокомплектном детском саду : будет проведена работа по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала; будет проведена работа по усовершенствованию содержания основных видов деятельности ДОУ в соответствии с возрастными особенностями воспитанников: в области коллективных мероприятий для всех детей и индивидуальных мероприятий для разных возрастных групп (4-5 лет и 5-6 лет); будут применяться нестандартные методы воспитания в образовательной деятельности дошкольной организации.
В результате проведения исследования, выяснено, что характерная особенность образовательного процесса в малокомплектном ДОУ состоит в том, что в группе представлены дети разных возрастов. У детей отмечается разная потребность во сне и бодрствовании, различный уровень развития навыков самообслуживания, различная степень восприимчивости к ОРВИ. Педагоги детского сада стремятся сформировать благоприятный климат, взаимопонимание, доброжелательность. Дети учатся развивать в себе самооценку поведения. Воспитанники более старшего возраста заботятся и ухаживают за младшими. Воспитанники младшего возраста также тянутся к старшим, заинтересованы в общении и играх с ними.
В результате проведения исследования выяснено, что расположенный в сельской местности детский сад имеет целый ряд характерных черт, отличающих его от дошкольных образовательных учреждений крупных населенных пунктов. Нередко подобный детский сад представляет собой единственное образовательное учреждение для дошкольников, которое призвано оказывать населению качественные образовательные и воспитательные услуги. В связи с этим все дети, посещающие подобный детский сад, нередко составляют единственную разновозрастную группу.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе – 2-е изд. – испр. /В. Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 1979. – 176с.
4. Анохина Н. В. Введение Федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах / Н. В. Анохина //Вестник образования. – 2011. – №11. – С. 51- 58.
5. Байбородова Л. В. Воспитание в сельской школе : метод. пособие / В. Л. Байбородова, А. П. Чернявская. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2002. – 176с
6. Безруких М. М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: учеб. пособие для вузов / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М. : Академия, 2013. – 416 с.
7. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений : В 13 т. Т. 4. – М. : АН СССР, 2009. – 676 с.
8. Бех И. Д. Воспитание личности: восхождение к духовности / И. Д Бех. - М. : Просвещение, 2011. - 271 с.
9. Бердашкевич А. П. Государственная политика в области образования и науки и конкурентоспособность России / А. П. Бердашкевич // ЭКО. – 2010. – №11. – 22 с.
10. Богданов В. В. Российское образовательное законодательство : актуальные проблемы и пути их решения / В. В. Богданов // Сборник научных трудов Академии права и управления. Вып. 1. М., 2010. – С. 120-129
11. Вагнер И. В. Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов : подходы к развитию и реализации / И. В. Вагнер // Социальная педагогика. – 2012. - № 2. – С. 5 – 12
12. Волохова Е. Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации / Е. Д. Волохова. - М. : Наука, 2011. -413 с
13. Воробьева Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения / Т. К. Воробьева // Образование и наука. – 2011. – №27. – 163 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 2011. – 536 с
15. Герасимова E.H. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. Дис д-ра пед. наук – М. 2000.