Оксана Солодская
Общение педагога с Родителями (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
труду на огороде. Привлекайте к посильной работе». «Ходили с детьми на экскурсию в парк. Поинтересуйтесь, что они там видели. В выходной день сходите вместе с детьми на прогулку в парк: вы увидите много интересного. Стремитесь воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к растениям и животным».
Публикация «Общение педагога с Родителями (продолжение)» размещена в разделах
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами. [3]
На родительских собраниях вопросы воспитания педагоги решали с родителями сообща. Но, сообщение, беседа педагога должны дойти до каждого родителя, затронуть, заинтересовать его. Поэтому при подготовке к родительскому собранию воспитатели очень тщательно, заранее подбираем материал из жизни детей группы, потому что такой материал интересует родителей, вызывает оклик, интерес. Предлагали родителям, имеющим положительный опыт воспитания детей в семье, поделиться этим опытом, договариваясь заранее о выступлении. Хорошо зная условия воспитания в той или иной семье, они всегда подсказывали родителям, о чём желательно было рассказать. Иногда воспитатели в своём сообщении подкрепляли педагогические рекомендации конкретными примерами, что делает сообщение интересными и убедительными.
Чтобы родительское собрание было интересным, воспитатели проводили его в нетрадиционной форме, используя аудио, видео, фотоматериалы, предлагали родителям разрешать педагогические ситуации.
Так же использовали игровые методы активации родителей. Например : родителям давали игрушечный микрофон и пускали его по кругу задавая каждому вопросы, например: «Что вас радует в ребёнке?», «Что огорчает?», «Что подразумевается под общением взрослого и ребёнка в семье?», «Что для вас является главным в подготовке ребёнка к школе?» и т. п. Родители высказывают свои мысли.
Так же проводили с родителями следующие игры, «Откуда эти строки?». Родителям предлагается пара строк известных детских стихотворений К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Багаж» и др., и они должны их узнать. Интерес у родителей формировали задания, направленные на «расшифровку мира детей». Им предлагается посмотреть на мир глазами ребёнка. Например, можно спросить: «Как отвечают дети на вопрос- «Когда колобок катится, ему песок в глаза сыплется?» (Ответ-«Нет, колобок катится, и его глазки катятся»). Ещё родителям давали и такие задания: «Назовите мультфильм и имя доброго льва, который был цирковым артистом и поехал отдыхать к любимой бабушке в Африку». (Ответ- «Лев Бонифаций».)
Воспитатели давали родителям домашние задания, не требующие длительной подготовки. Так им было предложено понаблюдать за ребёнком в течение месяца (до следующей встречи, например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность.
Как показывает опыт, родители единодушно отмечают любознательность детей, их потребность в общении, желание делать самостоятельные выводы и умозаключения.
Например, ребё нок спрашивает: «А масло сливочное из слив?», «Почему на небе только половина луны, когда она исчезнет днём?» и т. п. О конкретности детского мышления свидетельствуют примеры: ребёнок, впервые увидев море, воскликнул, что воды «даже больше, чем в ведре»; на слова взрослого о том, что молоко сбежало, девочка советует его догнать.
Основным методом формирования родителей как педагогов, который мы использовали в своей практике для работы с родителями. является анализ собственной воспитательной деятельности. Способствующий развитию самонаблюдения, самооценки. Для формирования этой способности можно применит инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребё нком: например, родителям предлагается понаблюдать за стилем общения с ребёнком, за манерой и тоном своего разговора с ним, обратить внимание на то, сколько и каких замечаний отдаётся ребёнку, как ребёнок реагирует на наказания, поощрения, строгий тон и т. д. Воспитатели предложили родителям, прежде чем применять какой-либо метод воздействия на ребёнка, постараться посмотреть на ситуацию его глазами, проследить, как ребёнок понял их указания, что подумал, почувствовал.
Как признавались сами родители, нередко оказывалось, что ребёнок был по-своему прав. Родители часто не могут понять ребёнка, мотивы его поступка, увидеть ситуацию его глазами, посмотреть на себя со стороны.
Так, наблюдая за тем как мама, рассердилась на ребёнка за испачканный костюмчик, и пригрозила: «Да я тебя сейчас прибью!». Ребё нок спросил:
«А как? Гвоздиком?».
Поскольку родители эгоцентричны, им трудно понять, принять особенности поведения ребёнка, несхожие с их представлениями о должном. Проанализировав свою деятельность, теперь родители стараются влиять на сознание ребёнка применяя игровые методы в воспитании, исключают количество наказаний. У родителей сформировалось стремление понять ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания, способствовали появлению эмоционально-положительного, осознанного поведения ребёнка, взаимопонимания между ними.
Проведение родительского собрания в такой форме, дало определённый результат. Они стали активными участниками в жизни детского сада, непременными помощниками педагогов.
В младшей группе был проведён вечер знакомства, где воспитатели группы рассказали о себе, провели презентацию свой деятельности. В свою очередь, каждая семья рассказала о своих увлечениях. Так родители узнали о том,чем ребёнок будет заниматься в детском саду, а воспитатели узнали об уровне педагогического опыта семьи. Это помогло скорректировать работу с родителями в вопросах воспитания и обучения детей.
В своих беседах с родителями воспитатели применяли технику задавания вопросов, например: «Как мы можем помочь вам в этой ситуации?», «Как Вы думаете, с каким педагогом необходимо позаниматься вашему ребёнку?» и т. п., поскольку при помощи неё возможно получить недостающую информацию, выяснить точку зрения у родителя, убедиться правильно ли понял он ваши слова. Характер и содержание вопросов зависел от ситуации. Особенно такие вопросы важны в начале беседы, когда желательно активизировать собеседника. В основном это касается малообщительных, замкнутых родителей.
Для создания позитивного настроя у родителей, воспитатели подчёркивали позитивную мотивацию родителей, отмечают усилия, которые они прилагают для ребёнка. Например: «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребёнка эмоционально комфортную атмосферу»- говорит воспитатель маме, и она чувствует себя признанной и понятной.
Так же педагоги, при общении с родителями акцентируют внимание на воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращает внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия. Например : «Ваш авторитет для ребёнка очень велик», «У вас с ребёнком прекрасный контакт, он вам очень доверяет». Что ещё больше сближает родителей и педагогов в вопросах развития ребёнка.
Так же очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает : «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее, образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.
При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности. Если сказать родителю : «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться».
После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы воспитателя: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – это поможет родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации воспитателя в реальную жизнь.
Педагоги, работающие с детьми, вынуждены время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребёнке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от форы, манеры, от стиля её подачи педагогом. Как только родители почувствуют в словах педагога нотки обвинения, он или постарается перейти в «контрнаступления», защищая своего сына или дочь, или «закроется», смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог, но, не проявляя при этом никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему, устроит «головомойку» своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с воспитателем. [4]
Описанная ситуация относится к ряду типичных, кроме того она имеет своё продолжение : после подобной «воспитательной» беседы вряд ли у ребёнка с родителями сложатся хорошие отношения.
Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним.
Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство, в нашем детском саду воспитатели используют "принцип сэндвича" : хорошая информация о ребенке предшествует плохой, а завершения беседы проходит тоже на "хорошей ноте". Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит "диагноза". А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе педагоги