Татьяна Мочалина
Сценарий совместного мероприятия с родителями и детьми «Наши пальчики-помощники!» (Продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОДОЛЖЕНИЕ предыдущей записи в блоге.
3. Выступление воспитателя ««Эффективность оригами в развитии мелкой моторики и в развитии ребенка в целом через ознакомление с культурой Японии».
Вы не ослышались, что развитие мелкой моторики происходит и путём изготовления игрушек, поделок. Я вам предлагаю познакомиться с новым
направлением совместной работы воспитателя и логопеда.
Публикация «Сценарий совместного мероприятия с родителями и детьми „Наши пальчики-помощники!“ (Продолжение)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Это японское искусство оригами. Почему именно оригами? С этой техникой каждый знаком с детства. В чем секрет такой популярности? Возможно, он кроется в уникальности оригами, непохожести на другие искусства. А может быть, все дело в простоте и доступности? Ведь для занятий оригами не нужно никаких специальных приспособлений и дорогостоящих материалов – только лист бумаги и руки. Бумажные фигурки можно создавать в любой ситуации, везде и всюду. Вы же можете увлечь ребенка в дороге, на пляже, на даче. Ведь искусство оригами – загадка, это своего рода игра. Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникативных связей с детьми в семье, школе. Оно развивает творчество, радость созидания.
Оригами – это японское искусство складывания бумаги. Оно - одно из традиционных искусств Японии, которое получило распространение во всем мире. В настоящее время оно очень распространено и в России. Педагоги обратили на оригами внимание, так как оно является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных, способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, усидчивости, развивает логическое мышление и глазомер.
Оригами развивает моторику руки ребенка, а развитая моторика один из показателей интеллектуальной развитости ребенка. Это привело к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги в технике оригами, как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей дошкольного возраста.
С чего начать знакомство с оригами дома? Освойте сами эту технику, и начните с изготовления простейших фигур. В детском саду освоение оригами начинается с изучения свойств бумаги, ознакомления со схемой и складывания по ним различных фигурок животных, птиц и т. д. Оригами – продуктивный вид деятельности.
Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить их и т. д. Коллективные работы находят своё место в оформлении интерьера группы и дошкольного учреждения. Хочу обратить ваше внимание на то, какой длительный и сложный мыслительный процесс проходит в голове ребенка во время изготовления поделки.
Для того, чтобы поделка получилась красивой, точной, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, затем освоить приемы и способы складывания, соотнести со схемами. На этом работа не закончилась: нужно придумать украшение, и самое главное при окончании работы – сочинить историю.
Начиная с первого занятия, следует обращать внимание детей на точность выполнения действий. Взрослым советую понять, что главное – не в количестве выполненных фигурок, а привлечение ребёнка к этой увлекательной и полезной деятельности, обучение детей способам работы с бумагой. Попробуйте и убедитесь сами, какой благодатный материал бумага!
Еще один важный аспект – формирование умения передавать настроение и отношение к своему сказочному герою. Этому способствует цветная бумага или ее раскрашивание. Оригами - прекрасный подарок к празднику. Это и оригинальное оформление интерьера квартиры ко дню рождения ребёнка, в котором принимает ребенок активное участие. Если собралось большое количество поделок дома, и ребенок может и хочет поделиться своим творчеством, можно принести поделки в детский сад, украсить группу, оформить в группе персональную выставку.
Безусловно, использование оригами дает положительный результат для развития речи. Оригами помогает развить в каждом ребенке ценный дар – дар слова. Этому способствует слушание легенд, просмотр слайдов-презентаций о Японии и искусствах (икебана, бансай, нэцкэ, куклы кокеши, темари, сумо и др., разыгрывание отрывков знакомых произведений.
Подчеркну, что учение происходит с увлечением /предлагается презентация по ознакомлению детей с Японией «Путешествие в Японию»/.
Надеюсь, вам было интересно смотреть презентацию? Мы не требуем от ребёнка повторения японских терминов, названий. Но если ребенок запомнит, хорошо. Главная задача – расширение кругозора, развитие речи, а при изготовлении поделок – это ещё и развитие мелкой моторики, творчества. С каким интересом дети рассматривали презентацию японских кукол кокеши, знакомились с появлением праздников для девочек и мальчиков. Уверена, что дети рассказали вам об этом. Дети позже изготавливали бумажных кукол по технике оригами, проявляли творчество в оформлении прически, одежды и т. д.
Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаю, что эта работа необходима дошкольникам. Совместные усилия детского сада и семьи помогут малышам войти в чудесный мир оригами. Дети станут заниматься с интересом, сами будут пытаться что-то изобрести, придумать, станут более внимательны, усидчивы. Волшебная страна бумажных игрушек ждёт всех, у кого пытливый ум и кто хочет, чтобы его руки стали умелыми. У вас получится обязательно! Самая главная заповедь Мастера: «Не бойтесь. Боящийся – не совершенен. Какому бы делу вы ни решили посветить себя, то, чему научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит».
4. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.
Пальчиковая игра с пластилином «Горошина».
Цель: развивать ловкость пальцев рук, содружество движений и внимания.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы, сесть рядом с родителями и взять всем небольшой кусочек пластилина, скатать его в «горошину» и выполнить следующие манипуляции:
кладут «горошину» на одну ладонь и раскатывают её другой
берут «горошину» в щепоть и кладут её между пальцами;
катают «горошину» двумя пальцами : указательным и большим под слова педагога:
Мы горошину в двух пальцах помнём,
О горошине зелёной мы споём.
/кладут горошину на ладонь и катают её одним указательным пальцем/.
Педагог сопровождает упражнение словами:
Катись, горошина, за окошко,
Катись, горошина, к нам в лукошко.
Ты катись, горошина, по столу, /под слова кладут горошину на стол и катают её по клеёнке/
Развлекай, горошина, детвору.
Воспитатель обращает внимание взрослых на использование потешек, стихов во время проведения тренинга. Это развивает эмоциональную сферу ребёнка, поддерживает интерес к выполнению упражнений для пальчиков.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения: /дети с родителями выполняют движения/
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
«Человечек шагает по дорожке – указательный и средний пальцы правой
руки «бегают» по столу.
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Музыканты» :
Я на скрипочке играю, левая рука к плечу, кистью правой руки имитируем игру на скрипке.
Тили-тили, тили-тили.
Скачут зайки на лужайке, энергичные движения подушечками пальцев кистей рук по столу
Тили-тили, тили-тили.
А теперь на барабане, энергичные удары ладонями по столу
Бум-бум-бум,
Трам-там-там
В страхе зайки движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев
Разбежались по кустам
5. Совместная деятельность «В гостях у Квадрата».
Цель: повышение педагогической компетентности родителей, обучение общению взрослого с ребенком.
Воспитатель приглашает родителей принять участие в занятии вместе с детьми (каждый родитель помогает своему ребенку)
Тема: Грибы (оригами)
Задачи:
1. Продолжать учить детей изготавливать поделки в технике оригами;
2. Совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику, дополнять работу мелкими деталями;
3. Развиваем умение работать в подгруппе.
Коррекционные цели: закрепить знания детей о грибах, упражнять детей в умении подбирать определения, использовать в речи обобщающее слово.
Материал: готовый нарисованный фон леса (сделанный детьми ранее, прямоугольник 3х4 см красного и коричневого цвета, два квадрата белого цвета 4х3 см, кружочки белого цвета, сделанные при помощи дырокола, тряпочки.
Ход ЗАНЯТИЯ
Ребята, сегодня к нам пришёл в гости КВАДРАТИК. Как вы думаете, почему он называется квадратиком?
Дети отвечают: у него все стороны равны, 4 угла и 4 равные стороны.
Надоело Квадрату сидеть дома. Заскучал он, пошел искать своего приятеля Прямоугольника. Шёл, шёл по дороге, многое замечал, думал, будет что рассказать Прямоугольнику. Увидел под ё лкой что-то и придумал загадку: Стоит Антошка на одной ножке.
Как вы думаете, догадался Прямоугольник, о ком была загадка?Гриб
А какие вы грибы знаете? И подумал квадрат: «Я сумею превратить Прямоугольник в грибочек. Вот здорово бы было! Но как?» Давайте поможем ему. Что нужно сделать, чтобы квадрат стал грибочком?
Алгоритм выполнения оригами «Гриб»
Шляпка. Положите красный квадрат белой стороной к себе.
1. Перегните его пополам, совмещая стороны (рис. 1)
2. Опустите верхние углы к линии перегиба.
Ножка. Положите квадрат белой стороной к себе.
3. Отогните снизу полоску. Переверните деталь
4. Перегните прямоугольник пополам книжкой, совмещая короткие стороны.
5. Опустите короткие (боковые) стороны к линии перегиба.
6. Ножка готова. Наденьте на неё сверху шляпку. Подклейте обе детали. Переверните фигурку
7. Украсьте шляпку при помощи белых кружочков, наклеив их.
Вариант. Из мухомора легко сделать подосиновик. Выполните действия 1-6 фигурки мухомора. Подклеить шляпку на ножке
8. Согнуть уголки. Перевернуть фигурку.
9. Гриб готов
Дети под слова – инструкции воспитателя выполняют складывания.
Родители принимают участие в изготовлении поделки.
Изготавливать гриб можно по схеме. Родители помогают детям выполнять складывание гриба, «читать» схему. Дети объясняют родителям значение стрелок, пунктирной линии.
Прямоугольнику очень понравилось превращаться в разные грибы. Он предложил теперь квадрату превратиться в треугольники. Это будут ёлочки. Воспитатель изготавливает ёлки, расставляя их на поляне, дети, выполнившие работу, расставляют грибы. Читают стихи о грибах
Вместе по предложению сочиняем сказку.