Демшина Татьяна
О профилактике заикания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
О профилактике заикания
у детей дошкольного возраста
Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь.
Публикация «О профилактике заикания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Заикание широко распространенное речевое нарушение. Чаще всего оно возникает в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы ( лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т. п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не откладывайте свой визит к логопеду и детскому психиатру. Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятнее прогноз! Уже в три года многие дети могут начать занятия с логопедом.
Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным, если больше – закрепившимся.
При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию травмирующую психику, сменить обстановку, создать специальный охранительный режим и снизить количество поступающей информации. Родители не должны внешне проявлять своего беспокойства, недопустимы передразнивания и насмешки. Речь окружающих должна быть негромкой и спокойной. Постарайтесь говорить короткими предложениями без излишней эмоциональности. Употребляйте простые слова. Помните, дети подражают речи окружающих взрослых!
В начальный период заикания следует ограничить речевое общение с ребенком. Почти всегда в процессе игры наедине с собой, заикающиеся дети оречевляют свои действия без запинок. Старайтесь поощрять разнообразные виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, лепка, мозаика, строительные игры, пазлы и другие. Нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Пытайтесь перевести форму речевой активности - монолог в диалог. Старайтесь задавать только конкретные вопросы, не торопить ребенка с ответом, можно произносить одновременно с ним начало фразы, если ему трудно начать говорить. Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему. Не следует посещать зрелищные мероприятия до шести лет. Полезно пение, разучивание стихов, имеющих короткую строку, четкий ритм и соответствующее возрасту ребенка содержание. Упражняйте ребенка в пересказе простых литературных произведений, как «Сказки в картинках» В. Сутеева, Н. Носова «Живая шляпа», «На горке» и др. Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры слова, научиться делить слова на слоги. Нужно также отметить, что заикающиеся дети склонны использовать более сложные слова и речевые обороты, чем те, к которым готова их артикуляторная моторика. Послоговое прочитывание является профилактикой запинок.
Успехов Вам, дорогие родители.
Пусть каждый ребенок будет здоровым!
С уважением, Демшина Т. Б.