Моисеева Светлана
Развивающая среда в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая среда в детском саду.
С. В. Моисеева.
Аннотация.
В данной статье рассмотрено понятие предметно-развивающей среды в детском саду, оценена её роль, определены критерии её эффективности. Было определено, что развивающая среда детского сада имеет большую роль в развитии детей-дошкольников, она влияет как на развитие разнообразных способностей детей, так и на гармоничное развитие личности в целом. Созданная развивающая среда, какая бы она не была уникальна по своей организации, должна отвечать основным государственным требованиям и её эффективность можно оценить по определённым критериям. Развивающая среда; детский сад; Федеральный государственный стандарт; всестороннее развитие личности ребенка.
Публикация «Развивающая среда в детском саду» размещена в разделах
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время роль социальных институтов, отвечающих за развитие, воспитание и обучение подрастающего поколения значительно возрастает. Причин этому можно назвать множество, перечислим основные: недостаток времени у родителей, занимающихся финансовым обеспечением семьи; наличие в ДОУ новейших технологий и оборудования, которые способствуют всестороннему развитию личности; большая эффективность развития у ребенка самостоятельности; развитие всех сторон личности ребенка, осуществление развития воспитанников по всем основным направлениям, прописанных в ФГОС ДО.
Развитие детей зависит не только от грамотно спланированного процесса воспитания и развития, режима дня, правил внутреннего распорядка ДОУ, компетентности педагога, хотя все это, безусловно, имеет огромную роль. Современные дети находятся в детском саду до 12 часов в день. Все эти 12 часов нужно не только грамотно распланировать, но и материально обеспечить, предоставив для детей все, что необходимо для их полного и всестороннего развития. Активность детей в условиях предметно-развивающей среды обеспечивается свободой выбора вида деятельности и для каждого вида деятельности необходимы свои развивающие материалы (для продуктивной деятельности например – краски, карандаши, пластилин, листы; для игровой – игрушки разных видов; для музыкально-художественной – детские музыкальная инструменты, музыкальные игрушки и так далее). Если среда организована правильно, грамотно, но она может оказывать положительное влияние на стремление ребенка к самообучению, что повышает его уверенность в себе и своих силах, а это в свою очередь оказывает воздействие на личностное развитие. Другими словами, развивающая среда дает возможность дошкольнику находить, использовать и совершенствовать свои способности, проявлять самостоятельность.
По ФГОСу ДО понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).[6]
Создавая развивающую среду, необходимо учитывать ряд особенностей воспитанников группы, а именно: возраст, уровень развития, способности, интересы, гендерный состав, индивидуальные личностные особенности. [3] На организацию среды влияют и педагогические установки. Например, если педагог предпочитает уделять внимание музыкальной деятельности, то это найдет свое отражение в созданной им среде. [4]
Однако как бы не была разнообразно и уникально построена развивающая среда, она должна отвечать общим требованиям, прописанным в Федеральном Государственном Стандарте. [6]
1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.
Основная задача использования предметно-развивающей среды - формирование творческой активности детей дошкольного возраста, а также всестороннее развитие личности. [2] Для этого в детских садах создаются различные уголки активности воспитанников во всех сферах: двигательной, игровой, трудовой, художественно-эстетической и других.
Есть критерии, по которым можно оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на воспитанников:
1. Включенность в активную самостоятельную деятельность всех детей группы.
2. Голос воспитателя без повышения тона слышан всем, то есть в группе должен быть низкий уровень шума.
3. Высокая продуктивность самостоятельной деятельности детей.
4. Низкая конфликтность между детьми.
5. Хорошее настроение детей, их положительный эмоциональный настрой и желание посещать детский сад.
Так как в дошкольном детстве малыши только познают окружающий их мир, учатся это делать, то обязанностью любого детского сада и воспитателя является сделать окружение ребенка ярким, насыщенным, познавательным, интересным, запоминающимся, эмоциональным. Нужно создать для них некую «мини-вселенную». Стоит сказать, что эта задача не только воспитателей, но и родителей, которые должны тесно сотрудничать с ДОУ в интересах гармоничного развития своего ребенка. Дети должны идти в детский сад с удовольствием, как домой. Каждый день они должны узнавать в нём что-то новое, развиваться, что непременно зависит от того, что их в этом детском саду окружает. [1]
Литература.
1. Абузярова Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - 2009. - №6.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
3. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12.
4. Колунтаева Л. И. Организация предметной среды детского сада // Воспитатель ДОУ 2009 №5
5. Меремьянина О. Р., Казанцева А. С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ // Воспитатель ДОУ 2008 №7.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».