Получи документы

Развивающая среда в детском саду

Моисеева Светлана
Развивающая среда в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающая среда в детском саду.

С. В. Моисеева.

Аннотация.

В данной статье рассмотрено понятие предметно-развивающей среды в детском саду, оценена её роль, определены критерии её эффективности. Было определено, что развивающая среда детского сада имеет большую роль в развитии детей-дошкольников, она влияет как на развитие разнообразных способностей детей, так и на гармоничное развитие личности в целом. Созданная развивающая среда, какая бы она не была уникальна по своей организации, должна отвечать основным государственным требованиям и её эффективность можно оценить по определённым критериям. Развивающая среда; детский сад; Федеральный государственный стандарт; всестороннее развитие личности ребенка.

Публикация «Развивающая среда в детском саду» размещена в разделах

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время роль социальных институтов, отвечающих за развитие, воспитание и обучение подрастающего поколения значительно возрастает. Причин этому можно назвать множество, перечислим основные: недостаток времени у родителей, занимающихся финансовым обеспечением семьи; наличие в ДОУ новейших технологий и оборудования, которые способствуют всестороннему развитию личности; большая эффективность развития у ребенка самостоятельности; развитие всех сторон личности ребенка, осуществление развития воспитанников по всем основным направлениям, прописанных в ФГОС ДО.

Развитие детей зависит не только от грамотно спланированного процесса воспитания и развития, режима дня, правил внутреннего распорядка ДОУ, компетентности педагога, хотя все это, безусловно, имеет огромную роль. Современные дети находятся в детском саду до 12 часов в день. Все эти 12 часов нужно не только грамотно распланировать, но и материально обеспечить, предоставив для детей все, что необходимо для их полного и всестороннего развития. Активность детей в условиях предметно-развивающей среды обеспечивается свободой выбора вида деятельности и для каждого вида деятельности необходимы свои развивающие материалы (для продуктивной деятельности например – краски, карандаши, пластилин, листы; для игровой – игрушки разных видов; для музыкально-художественной – детские музыкальная инструменты, музыкальные игрушки и так далее). Если среда организована правильно, грамотно, но она может оказывать положительное влияние на стремление ребенка к самообучению, что повышает его уверенность в себе и своих силах, а это в свою очередь оказывает воздействие на личностное развитие. Другими словами, развивающая среда дает возможность дошкольнику находить, использовать и совершенствовать свои способности, проявлять самостоятельность.

По ФГОСу ДО понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).[6]

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать ряд особенностей воспитанников группы, а именно: возраст, уровень развития, способности, интересы, гендерный состав, индивидуальные личностные особенности. [3] На организацию среды влияют и педагогические установки. Например, если педагог предпочитает уделять внимание музыкальной деятельности, то это найдет свое отражение в созданной им среде. [4]

Однако как бы не была разнообразно и уникально построена развивающая среда, она должна отвечать общим требованиям, прописанным в Федеральном Государственном Стандарте. [6]

1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.

Основная задача использования предметно-развивающей среды - формирование творческой активности детей дошкольного возраста, а также всестороннее развитие личности. [2] Для этого в детских садах создаются различные уголки активности воспитанников во всех сферах: двигательной, игровой, трудовой, художественно-эстетической и других.

Есть критерии, по которым можно оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на воспитанников:

1. Включенность в активную самостоятельную деятельность всех детей группы.

2. Голос воспитателя без повышения тона слышан всем, то есть в группе должен быть низкий уровень шума.

3. Высокая продуктивность самостоятельной деятельности детей.

4. Низкая конфликтность между детьми.

5. Хорошее настроение детей, их положительный эмоциональный настрой и желание посещать детский сад.

Так как в дошкольном детстве малыши только познают окружающий их мир, учатся это делать, то обязанностью любого детского сада и воспитателя является сделать окружение ребенка ярким, насыщенным, познавательным, интересным, запоминающимся, эмоциональным. Нужно создать для них некую «мини-вселенную». Стоит сказать, что эта задача не только воспитателей, но и родителей, которые должны тесно сотрудничать с ДОУ в интересах гармоничного развития своего ребенка. Дети должны идти в детский сад с удовольствием, как домой. Каждый день они должны узнавать в нём что-то новое, развиваться, что непременно зависит от того, что их в этом детском саду окружает. [1]

Литература.

1. Абузярова Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - 2009. - №6.

2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

3. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12.

4. Колунтаева Л. И. Организация предметной среды детского сада // Воспитатель ДОУ 2009 №5

5. Меремьянина О. Р., Казанцева А. С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ // Воспитатель ДОУ 2008 №7.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Публикации по теме:

Безбарьерная среда: сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду Беляева Любовь Николаевна МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 161», учитель-логопед,воспитатель «Безбарьерная среда»: сопровождение.

Образовательная среда в детском садуОбразовательная среда в детском саду В моем детском саду очень богатая и разнообразная образовательная среда, не во всех садах такой инвентарь есть, у нас.

Многофункциональная ширма. Образовательная среда в детском садуМногофункциональная ширма. Образовательная среда в детском саду Многофункциональная ширма. 1. "У доктора на приеме" 2. "Парикмахерская" 3. "В гостях", "Помогаем маме", и т. д. «Образовательная.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС. Центр природы и экспериментированияПредметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС. Центр природы и экспериментирования Центр природы и экспериментирования Уголок опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления.

Предметно-пространственная среда в детском саду Предметно - пространственная среда (из опыта работы) Воспитатель: Сергунова Людмила Николаевна. МКДОУ Кутуликский детский сад №3 Развивающая.

Предметно развивающая среда в детском садуПредметно развивающая среда в детском саду Предметно-развивающая среда в ДОУ В нашем дошкольном учреждении создавая развивающую среду, стараемся оформить групповую комнату, учитывая.

Презентация Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду в младшей группе. Цель создания предметно-развивающей среды Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности.

Развивающая среда в детском садуРазвивающая среда в детском саду Развивающая среда в детском саду Ольга Арутюнян (Шерстякова) Развивающая среда в детском саду В своей работе по организации предметно развивающей.

Развивающая среда в детском саду «Уголок развития речи» во второй младшей группеРазвивающая среда в детском саду «Уголок развития речи» во второй младшей группе Развивающая среда в детском саду. Уголок развития речи во второй младшей группе. Подготовила воспитатель Резанова М. В. " Речь- удивительное.

Развивающая среда в детском садуРазвивающая среда в детском саду Природный уголок. Этой весной мы с ребятами сделали "огород на окне" в виде паровоза. Посадили лук, перец, петрушку. Горох и помидоры тоже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая среда в детском саду
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 15:48
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая среда в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Моисеева Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД