Наталия Федярина
Предметно развивающая среда в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда в ДОУ
В нашем дошкольном учреждении создавая развивающую среду, стараемся оформить групповую комнату, учитывая особенности детей, посещающих группу. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Публикация «Предметно развивающая среда в детском саду» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2017
Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Детский сад реализует образовательную программу «От рождения до школы», поэтому создание среды в соответствии с содержанием данной программы требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности.
Групповая комната старшей группы представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр.
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Основными элементами развивающей среды в детском саду являются природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование, художественные студии и студии, где осуществляется познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства обучения и воспитания. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Предметно-развивающая среда в МОУ детский сад комбинированного вида отвечает художественно-эстетическим требованиям. Пространство помещений преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры», которые выполняют потребность ребенка в развитии познавательного общения и активности. Зона двигательной активности представлена на рисунке 1. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено большое пространство в группе, имеется различное оборудование: воротца, мячи, обручи, кубики, платочки, разноцветные флажки, ленточки др. Дети могут свободно поиграть с кеглями, мячами, обручами и скакалками.
Рисунок 1- Зона двигательной активности
В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики.
На рисунке 2 представлена музыкально-театральная зона
Рисунок 2 – Музыкально-театральная зона
Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.
Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Также у нас в группе есть уголок для творчества детей. (Рисунок 3)
Уголок творчества оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.) .
Рисунок 3 – Уголок творчества
В нашей группе есть уголок природы с различными видами растений, занимательными экологическими играми (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Уголок природы
Уголок природы содержит календарь природы, материалы опытнической деятельности, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. Имеющийся в детском саду материал и правильная его организация способствуют формированию у детей бережного и уважительного отношения к природе, развитию экологической воспитанности и экологического сознания.
Уголок природы знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.
Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, у нас оборудован художественный уголок (Рисунок 5). Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе, портреты писателей и поэтов.
Рисунок 5 – Художественный уголок
В соответствии с требованиями ФГОС, мы оборудовали развивающие зоны по гендерным особенностям (рисунок 6,7).
Рисунок 6 – Зона для девочек.
Также в группе представлена зона для познавательной активности детей, где представлены игры развивающего характера на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления (Рисунок 8). В игры дети могут играть индивидуально.
Рисунок 8 - Уголок уединения
Педагогический коллектив создает эмоционально-благоприятную обстановку в группе детей, которая направлена на проявление творческих способностей ребенка, организовывает предметную среду для обогащения и развития игровых замыслов; обеспечивает правильное руководство сюжетно-ролевой игрой детей в соответствие с их возрастными возможностями.
Мы проводим работу по созданию предметно-игровой среды, которая стимулировала бы детей к игре:
1. Обогащаем предметную среду внесением известных детям, но отсутствующих в ассортименте инструментов, пособий, материалов:
- по художественной деятельности - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки (с изображением вокзала, городские улицы, парка, скверов, леса, деревни, портреты писателей и поэтов, можно еще добавить бумагу, коробки, клей, ножницы для создания игрушек самоделок;
- театрально-игровая деятельность - театральные игрушки, костюмы, маски зверей и птиц, персонажи пальчикового театра;
- для продуктивной деятельности детей, в дополнение к имеющемуся оснащению предлагаем материалы и комплекты цветных фломастеров, карандашей, чтобы дети в любой момент могли изобразить то, что может им понадобиться в игре, также можно предложить и пластилин;
по музыкальной деятельности - добавить музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры.
Также используем стимулирующее влияние взрослого на игру детей.