Любовь Беляева
Безбарьерная среда: сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Беляева Любовь Николаевна
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 161», учитель-логопед,воспитатель
«Безбарьерная среда» : сопровождение ребёнка с ОВЗ в детском саду.
«Когда вам беды застят свет, и никуда от них не деться,
Взгляните, как смеются дети, и улыбнитесь им в ответ.
И если вас в другие сети, затянет и закрутит зло,
Взгляните, как смеются дети, и станет на сердце светло».
А. Дементьев.
Публикация «Безбарьерная среда: сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Каждый ребенок, несмотря на ограничения по здоровью, должен иметь возможность посещать детский сад и быть включенным в группу сверстников. Необходимо дать возможность детям с особенностями в развитии адаптироваться, общаться, играть, учиться и социализироваться на тех же условиях, что и их обычные сверстники. Но на пути в работе очень много больших сложностей, включая и оснащение помещения, и изменение форм занятий (с учетом ограничения здоровья инклюзивных детей).
Педагоги оказываются в очень сложной ситуации – с одной стороны, необходимо обеспечить особые потребности ребенка с отклонениями в развитии, с другой стороны – не ущемить, «не забросить» других детей, с третьей – создать в группе благоприятную обстановку (без разделения детей на группы по здоровью, а с четвертой – проводить дополнительную работу с родителями.
Как же воспитателю разобраться с таким количеством проблем, сохранив доброжелательное отношение к своим воспитанникам и работе?
В первую очередь желательно пройти курсы повышения квалификации в области работы с инклюзивными детьми и изучить литературу по ФГОС ДО в области инклюзивного и коррекционного дошкольного обучения. Кроме того надо организовать безбарьерную среду их жизнедеятельности, сломать стену между обыкновенными детьми и детьми имеющими проблемы со здоровьем. Причем для тех, кто хорошо видит, слышит, легко передвигается, такое совместное пребывание, на мой взгляд, также важно, как и для тех, кто нуждается в большой помощи и заботе. И именно воспитатель, который рядом, может помочь особенному ребенку стать хоть немного более обычным.
Мы, педагоги, считаем, что дети с недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся их сверстники, имеют полное право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества. Я считаю, что одна из важнейших задач воспитателя – организовать взаимодействие так, чтобы особые дети не чувствовали себя исключенными из общения, не становились изгоями и не подвергались гонениям и насмешкам сверстников.
«Руку свою нам ребенок доверил, ищет он ласки, тепла.
Искренно взрослой руке он поверил, с ней он идет в мир добра»
Ф. Полак.
Администрация и педагоги нашего дошкольного учреждения принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития; создают специальные условия для всех детей, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья. Здоровым детям это позволит развивать толерантность и ответственность. Основная цель работы – сплотить всех участников детсадовской жизни : взрослых, детей. И нам хочется, чтобы все увидели друг друга с лучшей стороны.
В нашем ДОУ выделяется несколько категорий детей с нарушениями развития: дети с минимальными нарушениями слуха; дети с минимальными нарушениями зрения. в том числе и с косоглазием; дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушениями речи (дисгалия, минимальные дизартрические расстройства, заикание, нарушение лексико-граматического строя, нарушение фонематического восприятия); педагогически запущенные дети; дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность); дети с общим недорозвитием речи (ОНР).
В МБДОУ организованна работа ПМП (к) в целях обеспечения комплексной помощи детям с ОВЗ и повышения уровня развития детей в соответствии с индивидуальной программой развития. Задачи ПМПк: проведение диагностики; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей или сотрудников детского сада с согласия родителей на основании договора между образовательными учреждением и родителями воспитанников (законных представителей). Для более углубленной диагностики и уточнения образовательного маршрута, мы, специалисты ПМП (к) направляем детей на районую ПМПК. Цель ПМПК – определить, разработать индивидуальный образовательный маршрут для детей дошкольного возраста с ОВЗ, оказать квалифицированную помощь, определить специальные образовательные потребности и условия получения образования детей с ОВЗ. Являясь членом психолого-медико-педагогической комиссии района, я и мои коллеги обращаем особое внимание и на семьи с ребенком инвалидом. Мы стараемся сделать так, чтобы такой семье было тепло, чтобы мамы и бабушки чувствовали себя уверенней в детском саду.
Деятельность нашего детского сада нацелена на создание условий для воспитания, развития и формирование свободной личности дошкольников; на повышение уровня методического и профессионального мастерства всех педагогов; на формирование уровня отношений в системе «педагог-ребенок-родитель» и коррекцию родительской позиции по отношению к своему ребенку, на оказание родителям практической помощи в повышении эффективности воспитания и развития детей с особенностями развития.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
В нашем детском саду дети здоровые и с особенностями в развитии доброжелательно общаются между собой. И мы видим благотворное положительное влияние детей друг на друга. Задача коллектива дать шанс «расцвести» чувствам и духу в собственной деятельности и движении каждого ребенка. И от того, каким будет его путь, зависит то, о чем будет вспоминать человек через десять или двадцать лет после дошкольного детства.
Одним из важнейших условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием. Например, для детей имеющих нарушение зрения необходимы специально оптические средства (очки, лупы и др.); тактильные панели (набор материалов разной текстуры, которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места.
При подборе материала для детей с нарушением зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов. Яркий и доступный материал, красочные образы, созвучные восприятию ребенка, создают эмоционально положительный настрой к деятельности и способствуют коррекции речевых нарушений. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой памятью, тактильными ощущениями помогает детям получать более полные представления об изучаемом предмете. Это доказывает эффективность комплексной коррекционно-логопедической работы, которая занимает в системе коррекционно-обучающего воздействия на ребенка с нарушением зрения.
Дети – это ДЕТИ. Дети везде дети, где бы они ни жили и какими бы они не родились. В каждом присутствуют типичные возрастные черты, и одновременно каждый – особенный. Каждый – неповторимая личность, они искренни и наивны, открыты контактам и отзывчивы на внимание.
Рассмотрим вопрос сопровождения детей с ОВЗ. Сопровождение – это долговременная поддержка ребенка. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка. Для коррекции развития детей в нашем ДОУ существует служба сопровождения, в которую входят: медицинские работники, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, хореограф, воспитатель.
Рекомендации по сопровождению ребенка :
• индивидуализация педагогического процесса со стороны воспитателей и педагогов ребенка с учетом его особенностей;
• исключение интеллектуальных перегрузок;
• соблюдение комплексного подхода в коррекции (участие в работе психолога, логопеда, желательно психоневролога, нейропсихолога и других);
• предложение коррекционно-развивающих занятий с психологом по развитию произвольности и самоконтроля;
• соблюдение четкого режима дома, в детском саду и осуществление контроля успехов и неудач ребенка.
Методы и формы работы с детьми с ОВЗ - использование в работе развивающих технологии: развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики, фонематического слуха, речевого дыхания и голоса, лексика грамматических компонентов речи; развитие связной речи. Также проводятся в сенсорной комнате: психогимнастика, логомузыкальная пластика, игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, куклотерапия, релаксация, которые дают в работе положительный результат. Формы и методы работы с родителями: консультирование, дни открытых дверей, семинары – практикумы, дисскусии, занятия с элементами тренинга, обсуждение определенных ситуаций, проведение совместных праздников, публикуем статьи на сайт нашего детского сада, где родители могут получить информацию о работе с детьми с ОВЗ. Родители могут ознакомиться с такими темами как: «Новости образования»; «Советы психолога и логопеда»; «Спасибо за помощь»; «Наши партнеры»; «Инклюзивные игры для детей с ОВЗ и т. д. Наш МБДОУ является активным читателем сайта perspektiva – inva.ru. Ценим сотруднечество с реабилитационным центром «Парус Надежды».
В нашем ДОУ есть сенсорная комната – «Островок отдыха» - один из инструментов психологического сопровождения образовательных отношений для расширения мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, для проведения психологических консультаций. Сенсорная комната разделена на два функциональных блока:
1. Релаксационный – мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки сказок. Ребенок лежа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
2. Активационный – сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, подвесные подвижные конструкции, игрушки.
В сенсорной комнате гармонично соседствуют четыре среды : мягкая, зрительная и звуковая, обонятельная, тактильная. Проводят занятия в сенсорной комнате не только педагог-психолог и учитель-логопед, но и инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели (в зависимости от цели игрового сеанса). Но существуют и противопоказания для занятий в сенсорной комнате: инфекционные заболевания, при работе с детьми, имеющими неврологические нарушения (необходимо учитывать рекомендации невропатолога); при работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции; с тревожными детьми – нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Вопросы семейного воспитания и взаимодействия с семьей в ДОУ обсуждались на педагогическом совете. И мы, педагоги, хорошо понимаем, что родители доверяют нам самое дорогое сокровище - своих детей. Мы осознаем всю меру ответственности, но оправдать это доверие родителей и детей мы сможем только при тесном сотрудничестве всех сторон. Поэтому для нас очень важен регулярный обмен мнениями и опытом с самыми близкими для ребенка людьми. Двери нашего сада всегда открыты для родителей, и мы предлагаем им различные формы сотрудничества.
Ребенок становится человеком только в общении с людьми. Хорошим человеком он становится в среде хороших людей. Хорошие родители те, которые волнуются и заботятся о том, чтобы жизнь их ребенка была наполненной, гармоничной, светлой и радостной. И они готовы вкладывать время и силы в то, что принесет пользу ребенку, стараются не только накормить, обуть и одеть ребенка, но помогают будущему человеку набраться уверенности и сил, понять, чего он хочет, учат строить отношения и добиваться цели. К счастью, число таких хороших родителей в нашем ДОУ все увеличивается. В нашем детском саду создан «Мостик доверия» - установление контакта между педагогами, родителями и детьми, создание атмосферы единства; развитие чувства близости, умения доверять и безоценочно относиться друг к другу.
Семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, также нуждается в психологической поддержке. И поэтому эффективное решение – создание родительского клуба «Мы вместе». Родительский клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности; людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку и семье.
Сотрудничество педагогов, родителей позволяет получить детям заряд творческой энергии, положительное эмоциональное здоровье, получить определенные знания, умения, навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Да, действительно, работа с детьми с ОВЗ сложная, кропотливая, но во взаимосвязи специалистов ДОУ и семьи выполнима.
Надо всегда помнить:
• если ребенок живет в окружении критики, он учится осуждать;
• если ребенок живет в окружении враждебности, он учится враждовать;
• если ребенок живет в окружении насмешек, он учится быть робким;
• если ребенок живет в окружении постыдных поступков, он учится чувствовать себя виновным;
• если ребенок живет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым;
• если ребенок живет в окружении одобрения и поощрения, он учится доверять;
• если ребенок живет в окружении честности и чистоты, он учится справедливости;
• если ребенок живет в окружении поддержки, он учится уважать себя;
• если ребенок живет в окружении одобрения и дружбу, он учится находить любовь в мире.
«Доверчивы глаза детей, и ангелы хранят их души,
Пусть безмятежный тот покой, ничто во веки не нарушит.
И пусть не катится слеза, ни от обид, ни от печалей,
И, словно солнышко всегда, улыбка на лице сияет»
Н. А. Толстых
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. Сухомлинский